04.07.2017. Безопасность Арктики и России  

                                                                              фото картинка

  Версия для печати

Религиозные верования современного населения Югорского полуострова

      фото картинка   фото картинка   фото картинка

Карта религиозных верований населения РФ весьма пестра и разнообразна. И, если спускаться с усредненных цифр, характеризующих ситуацию в целом по стране, к региональным, а затем и к локальным показателям, мы увидим, что на эти показатели будут влиять национальные, исторические, культурные и даже географические факторы, определяющие уникальность той или иной ситуации.

Для выяснения современного положения с верованиями населения Югорского полуострова (Ненецкий автономный округ Архангельской области) Миссионерским факультетом ПСТГУ (Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета - прим. БД) в 2013-14 гг. были организованы две экспедиции, которыми были проведены разведывательные исследования религиозности местного населения методами опроса (технология – стандартизированное face-to-face интервью и неформализованное фокусированное глубинное интервью по месту жительства респондента). Исследованиями были охвачены стойбища по течению реки Кары и поселки Усть-Кара и Каратайка. За основу был взят вопросник, применявшийся Исследовательской службой «Среда» при составлении Атласа Религий и Национальностей Российской Федерации («Арена»)[см. 5] с некоторыми сокращениями (надо сказать, что как раз Ненецкий АО этим Атласом охвачен не был) и оригинальный вопросник, призванный детализировать картину религиозных представлений респондентов. Из-за специфики организации исследований, отсутствия данных о генеральной совокупности, опрос производился методом стихийного отбора; в стойбищах, из-за малочисленности респондентов, проводился сплошной опрос (здесь опросом были охвачены в большей степени женщины, т.к. мужчины кочевали с оленями в тундре). В силу этого надо оговориться, что сравнение результатов представленных исследований с данными Атласа будет приблизительным, представляется возможным выявить только наиболее характерные качественные тенденции. Всего опросом были охвачены 129 человек, что составило по нашим подсчетам около 13% взрослого населения данных территорий.

Предварительно надо сказать, что коренным населением региона, где проводились работы, являются ненцы и коми. Причем, если процесс христианизации коми протекал в XIV-XV вв., то активная проповедь православия среди ненцев началась только в начале XIX века, когда под началом настоятеля Антониево-Сийского монастыря архимандрита Вениамина была учреждена специальная миссия для обращения в православие самоедов, благодаря которой были крещены более 3000 человек. Архимандрит Вениамин составил «Грамматику самоедского языка» и «Лексикон самоедского языка», перевел на ненецкий язык фрагменты Православного Катехизиса и Нового Завета. В 30-х годах XIX в. появились первые церкви. Процесс христианизации был прерван катастрофой 1917 года, все храмы были закрыты, по Заполярью, как и по всей стране, прокатился каток насильственной атеизации [см. 2].фото картинка

С 90-х годов XX века религиозная жизнь здесь, как и везде в России, выходит из подполья.  В 2000-ном году в Нарьян-Маре открывается православный храм, а в 2011 году сознается Нарьян-Марская и Мезенская епархия РПЦ, в состав которой вошли Ненецкий АО, Лешуконский район, Мезенский район, Новая Земля, Земля Франца-Иосифа.

фото картинкаЕще одним фактором, повлиявшем на религиозную ситуацию региона явилось то, что примерно в эти же годы в Воркуте обосновались протестантские проповедники (неопятидесятническая харизматическая организация «Силоам»   [см. 3], входящая группу т. наз. «Движения веры»), которые активно и достаточно успешно работали в оленеводческих стойбищах НАО, проводя с оленеводами большое количество времени. Эта деятельность осуществляется в основном среди оленеводов-частников. Зимой представители харизматов живут в стойбищах месяцами, организуют также поездки по самым отдаленным поселкам востока НАО и в ЯНАО [подробнее см. 4].

* * *

Сводные результаты опроса по мировоззрению и вероисповеданию респондентов представлены в Таблицах 1.1 и 1.2.

Таблица № 1.1.  Мировоззрение.

 

Данные по оленеводческим стойбищам, % (опрошено 15 чел.)

Данные по пос. Усть-Кара, % (опрошено 43 человека)

 

Данные по пос. Каратайка, % (опрошено 71 человек)

Всего по опросам, %

 

В среднем по России, %

 

я люблю Россию

100

100

100

100

52

я уважаю закон и всегда соблюдаю его

100

88

90

91

44

я счастливый человек

93

86

80

84

42

я доверяю окружающим

67

60

73

68

23

я с настороженностью отношусь к трудовым мигрантам (к людям другой

национальности, приехавшим в поисках работы)

47

47

38

42

20

я хотел(-а) бы иметь много детей

67

70

46

57

11

я безвозмездно помогаю другим людям, занимаюсь благотворительностью

93

88

75

81

11

я готов(-а) участвовать в гражданской, добровольной, общественной работе

73

77

69

71

10

я способен(-а) вести самостоятельный бизнес, начать новое дело

80

40

28

37

9

я хотел(-а) бы жить в другой стране

27

7

11

12

9

я одинокий человек

0

14

21

16

7

я способен(-а) ради высоких целей пожертвовать личным благополучием

60

70

54

60

5

Таблица № 1.2. Вероисповедание 

Данные по  оленеводческим стойбищам, % (опрошено 15 чел.)

 

Данные по пос. Усть-Кара, % (опрошено 43 человека)

Данные по пос. Каратайка, % (опрошено 71 человек)

Всего по опросам, %

 

В среднем по России, %

 

исповедую православие и принадлежу к Русской Православной Церкви

7

40

41

36

41

верю в Бога (в высшую силу), но конкретную религию не исповедую

7

28

39

32

25

не верю в Бога

7

16

4

9

13

исповедую ислам, но не являюсь ни суннитом, ни шиитом

0

2

0

1

7

исповедую христианство, но не считаю себя ни православным, ни католиком, ни протестантом

27

0

0

5

4

исповедую православие, но не принадлежу к Русской Православной Церкви 

и не являюсь старообрядцем

0

2

4

1

1,5

исповедую традиционную религию своих предков, поклоняюсь богам и

силам природы

0

0

2

1

1,2

исповедую протестантизм (лютеранство, баптизм, евангелизм, англиканство)

33

0

0

4

<0,5

 исповедую пятидесятничество, свидетель Иеговы

20

0

0

2

<0,5

другое

0

12

10

9

1

Уже из таблицы 1.1. видны существенные отличия мировоззрения обследованного населения от средних цифр по России. Так, 100% респондентов заявили, что любят Россию, что почти в 2 раза отличается от среднероссийских показателей, значительно выше процент и тех, кто уважает и соблюдает закон, что говорит как минимум о том, что респонденты значительно ориентированы на социально одобряемое поведение.фото картинка

Мировосприятие респондентов НАО также окрашено в позитивные тона: подавляющее большинство считают себя счастливыми, ориентированы на взаимопомощь, жертвенность. Характерно, что интервьюеры отмечали исключительное радушие и гостеприимство местного населения. Несмотря на это, уровень ксенофобии здесь также в 2 раза выше среднестатистического.

Респонденты в большинстве ориентированы на традиционную многодетную семью, где главой является мужчина (эти данные подтверждаются также тем, что уровень рождаемости в НАО один из самых высоких по России), причем эти показатели выше как среди тех, кто относит себя к протестантам, так и среди идентифицирующих себя с православием.

Отметим, что все вышеперечисленные показатели выше среди оленеводов, ведущих традиционный кочевой образ жизни, среди которых большинство также готовы, по крайней мере, по самоощущению, к ведению самостоятельного дела. Характерно также, что часто люди старшего поколения в стойбищах, особенно женщины, не знают русского языка, тогда как в поселках среди молодежи мало уже кто говорит на ненецком и коми.

Совсем иная ситуация с вопросами о вероисповедании (Табл. 1.2.). Если показатели жителей поселков близки к средним по стране, то в оленеводческих стойбищах большинство определяют себя как протестанты (53%) и внеконфессиональные христиане (27%), что является, несомненно, следствием вышеупомянутой деятельности пятидесятнических проповедников. Значителен процент респондентов из поселков, которые не могут определиться со своей вероисповедной идентичностью (10-12% против 1% по России).

Таблица № 1.3.  Религиозная практика 

 

Данные по оленеводческим стойбищам, %

 

Данные по пос. Усть-Кара, %

 

Данные по пос. Каратайка, %

 

Всего по опросам, %

 

Данные по респондентам-православным %

 

Данные по респондентам-протестантам %

 

В среднем по России, %

 

я по возможности соблюдаю все религиозные предписания  (в соответствии с моим вероисповеданием)

53

28

20

26

42

67

22

я поддерживаю традиционные семейные устои, когда главой семьи  является

мужчина

73

54

59

59

80

92

20

я хотел бы верить в Бога больше, чем верю сейчас

73

44

30

40

47

92

19

религия играет важную роль в моей жизни

53

35

28

33

45

67

15

я верю в приметы, гадания, судьбу

13

30

49

39

53

16

13

я молюсь каждый день, положенными молитвами или своими словами

73

26

34

36

47

92

12

я прочитал(-а) Евангелия

67

21

27

29

36

92

5

я лично сталкивался(-лась) с чудесными, необъяснимыми явлениями

47

21

35

32

40

50

5

я прихожанин (участвую в жизни общины, сообщества единоверцев)

53

0

7

10

11

75

3

я исповедуюсь раз в месяц и чаще

40

2

1

6

2

67

2

те, кто исповедуют иную религию, чем я, совершают грех

20

16

10

13

13

25

н.д.

Таблица 1.4. Религиозные обязанности. 

 

 

Данные по оленеводческим стойбищам, %

 

 

Данные по пос. Усть-Кара, %

 

Данные по пос. Каратайка, %

 

Всего по опросам, %

 

Данные респондентам-православным %

 

Данные респондентам-протестантам %

 

Какие обязанности налагает вера на Вас лично?

Молитва

73

28

17

27

31

92

Жизнь по евангельским заповедям

53

7

13

16

18

67

Вести церковную жизнь (регулярно исповедоваться и причащаться)

40

14

4

12

13

50

Изучать Библию

70

19

1

15

13

83

Никаких

0

37

39

34

31

0

Другое

0

2

13

8

18

0

Своих детей Вы воспитаете

В православной вере

0

28

23

22

41

0

Просто в народных традициях

33

23

25

26

13

17

Ребенок, став взрослым, сам должен выбрать себе веру и религию, а в детском возрасте религиозное воспитание не нужно

27

30

31

30

31

25

Другое

40

19

21

22

15

58

Это положение вещей четко прослеживается также и в вопросах религиозной практики и религиозных обязанностей (Табл. 1.3. и 1.4.): респонденты из оленеводов намного серьезнее относятся к своим религиозным обязанностям, религия играет в их жизни значительную роль, они меньше подвержены суевериям (отметим, что среди опрошенных православных доля верящих в гадания, приметы, судьбу даже выше средней по опросам). Т.о., протестантская религиозность оленеводов является вполне осознанной (см. столбец 6 указанных таблиц, дающий выборку именно по протестантам). Это выражается также в том, что мужчины-оленеводы, ставшие членами протестантских общин (бывая в Воркуте, они все посещают молитвенные собрания) перестали употреблять алкоголь, что в свою очередь повлияло на женщин, увидевших в религиозной вере реальную силу. Интервьюеры отмечали, что духовная жизнь респондентов-протестантов вполне самодостаточна, они удовлетворены тем, что дает им их вера и не проявляют интереса к православию и иным религиозным практикам.

фото картинкаВ поселках, как жители, так и администрация относятся к протестантским проповедникам крайне насторожено, считая  их распространителями «американской веры», стараются не пускать их к себе. Население в основном проявляет симпатии к Русской Православной Церкви. Часто можно было услышать: «Мы православные и больше ничего знать не хотим», хотя о православии большинство имеет достаточно приблизительное представление.

Отношение тех, кто назвал себя православным, к религиозной практике и обязанностям (см. столбец 6 указанных таблиц) намного более прохладное, нежели у протестантов, почти треть из них считает, что религия вообще не накладывает на них никаких определенных обязанностей, хотя, тем не менее, эти показатели выше средних по стране. Естественно, что только единицы из православных сказали, что регулярно исповедуются и причащаются, т.к. для этого просто нет возможностей, но считают это своей обязанностью из них 15%. Почти половина православных желает для своих детей именно религиозного православного воспитания, среди протестантов тех, кто желает передать свою веру детям – две трети (см. графу «Другое» в вопросе о воспитании детей табл. 1.4).

Эти отличия между двумя выделенными группами сохраняются и при анализе религиозных представлений (Табл.2). Интересно, что половина протестантов отметили, что вера дает им материальные блага (среди православных таких были только единичные ответы). Отметим, что некоторые, относящие себя к православным, считают Христа просто исторической личностью или мифическим персонажем, не верят в посмертное существование души, или разделяют теорию переселения душ, хотя доля ответов, согласующихся с положениями христианского вероучения, достаточно высока.

Таблица 2. Религиозные представления 

 

 

Данные по оленеводческим стойбищам, %

Данные по пос. Усть-Кара, %

Данные по пос. Каратайка, %

Всего по опросам, %

 

Данные по респондентам-православным %

Данные по респондентам-протестантам %

 

Считаете ли Вы, что все религии ведут разными путями к одному Богу?

Да

80

51

66

63

76

84

Нет

7

21

11

14

9

8

Не знаю

13

28

23

23

15

8

Что дает Вам  вера

Надежду на спасение и вечную жизнь

67

41

17

31

42

92

Материальные блага

40

12

0

9

7

50

Мир и гармонию души

53

26

46

40

49

58

Лишние обязанности

7

0

3

2

2

8

Ничего из вышеперечисленного

0

2

8

5

2

0

Другое

0

0

14

8

15

0

Бог для Вас

безличная космическая сила 

7

14

16

14

13

0

Личность, с Которой можно установить связь

80

49

35

45

71

75

Другое

13

37

49

41

16

25

Христос для Вас

Просто историческая личность

0

7

13

9

7

0

Мифический персонаж

0

2

6

4

2

0

Сын Божий, Спаситель мира, Богочеловек

93

58

53

60

76

100

Другое

7

33

28

27

15

0

Ваше отношение к смерти

Верю в теорию переселения душ

0

2

8

5

9

0

Со смертью тела все кончается

0

21

17

16

11

0

Верю в личное бессмертие души

53

40

37

40

48

50

Верю в будущее воскресение в новом теле

40

21

7

16

19

50

Другое

7

16

21

23

13

0

Обследованные территории заселены ненцами, коми и русскими, причем конфликты на национальной почве практически отсутствуют.  В таблице 3.1 приведен национальный состав опрошенных, а в таблице 3.2 – распределение конфессиональной самоидентификации по национальностям. В отличие  от ситуации в целом по НАО, в обследованной местности ненцы – титульная нация, - составляют большинство населения. Характерно, что русские, являющиеся в данной ситуации национальным меньшинством, в подавляющем большинстве считают себя принадлежащими к Русской Православной Церкви. Можно предположить, что в данном случае национальная и религиозная самоидентификация обусловливают друг друга. У ненцев, принявших православие, как уже указывалось, значительно позже коми, преобладает внеконфессиональная религиозность, значителен процент атеистов, у представителей коми процент православных значительно выше. Респонденты рассказывали, что в советский период хранителями православной веры среди оленеводов являлись старики коми, которые, в частности, совершали крещение младенцев, боролись с проявлениями шаманизма.  Так, в тундре, километрах в 50 от пос. Каратайка до сих пор почитается могила коми Тимофея Даниловича Вокуева, умершего в 1945 г. (место называется «Кресты»), в пос. Черный крещение в 60-70 гг. совершала бабушка-коми. Напротив, одним из лозунгов ненецких восстаний 30-х – 40-х годов против Советской власти был возврат к традиционным шаманским верованиям.

Можно отметить также, что прозелитическая деятельность протестантских проповедников в стойбищах примерно поровну имеет успех среди ненцев и коми.

Таблица 3.1. Национальный состав, %         

 

Данные по оленеводческим стойбищам, %

Данные по пос. Усть-Кара, %

Данные по пос.  Каратайка, %

 Всего по опросам, %

 

Всего по НАО

 

Ненцы

53

81

44

59

18

Коми

20

9

36

24

9

Русские

0

5

18

11

63

Ханты

27

0

0

3

н\д

Белорусы

0

2,5

0

1

н\д

Лезгины

0

2,5

0

1

н\д

Азербайджанцы

0

0

2

1

н\д

Таблица 3.2. Конфессиональная принадлежность по национальностям, %. 

Национальность

Православие

Протестантизм

Внеконфессиональная религиозность

Атеизм

Ненцы

32

10

43

15

Коми

53

7

33

7

Русские

85

0

15

0

В таблицах 4.1 и 4.2 приведены, соответственно, гендерный состав опрошенных и их отношение к обряду крещения.

Таблица 4.1. Гендерный состав, % 

 

Данные по оленеводческим стойбищам, %

Данные по пос. Усть-Кара, %

Данные по пос. Каратайка, %

Всего по опросам, %

 

По России, %

Мужчины

33

56

45

47

45

Женщины

67

44

55

53

55

Таблица 4.2. Отношение ко крещению, % 

Данные по оленеводческим стойбищам, %

Данные по пос. Усть-Кара, %

Данные по пос. Каратайка, %

Всего по опросам, %

 

Вы крещены:

В детстве

13

46

38

38

В сознательном возрасте

60

5

19

19

Не крещен

27

49

43

43

 

фото картинка

Наконец, необходимо остановиться на пласте верований, связанных с еще дохристианскимифото картинка религиозными представлениями. В состав Юшарского сельсовета входит поселок Варнек, расположенный на о. Вайгач, который являлся главным сакральным центром ненцев. На нем отправлялись шаманские культы, включавшие в себя даже человеческие жертвоприношения [2, сс. 24-25, 116]. Главной святыней был т.н. Семиликий идол, располагавшийся на мысе Болванский нос. Еще в 19-м веке многочисленные идолы, стоявшие на острове, были разрушены миссией архимандрита Вениамина, но видимо основные идолы на Болванском носе и о. Цинковый впоследствии возобновлялись. Легенды и поверья, связанные как с Вайгачом, так и шире, с шаманскими практиками вообще, распространены среди местного населения до сих пор, у местных жителей сохранилась уверенность, что их остров населен богами и духами.

Во-первых, у многих существует некий глубинный страх разговоров на эти темы. Вопросы о шаманизме обсуждаются неохотно, считается, что эти разговоры могут спровоцировать неудачи и даже несчастья. В поведении некоторых респондентов проявляется некоторая двойственность: пытаясь относится к обсуждению данных тем с юмором, они, тем не менее, проявляют в разговорах некоторую задумчивость, робость и недосказанность. Так, респондентка В., 36 лет, вынесла с чердака старинную куклу-оберег. На кукле одето множество одежд, кукла ветхая. Обилие одежд объясняет тем, что каждое поколение должно сшить одежду для куклы и надеть. Поверх одежд - пояс, на спине куклы – некие веревочки с металлическими колечками, напоминающие элементы шаманского костюма. В. сказала, что пояс у куклы мужской, раньше были еще ножны. Голова была у куклы, но она ее случайно снесла, когда убирала снег на чердаке. О том, что это кукла не для игры, а оберег, рассказала мать В. и соседка. В. старается куклу не трогать. Она думает, что «кукла будет долго ругаться, что мы ее потревожили». Правда,  тут же заявляет, что она не знает, каким образом будет ругаться, и говорит, что это просто ее фантазия. Женщина говорит, что чувствует «подмогу» этой куклы. Когда она входит в дом, то она чувствует себя, как будто в крепости. Сначала Валентина в подобное не верила, но со временем вера пришла. Когда женщина рассказывала о кукле, она была задумчивой и с интересом сама рассматривала куклу.

В рассказах в основном затрагиваются три темы: о шаманах и шаманских жертвоприношениях, о явлениях из потустороннего мира, связанных с умершими или духами и о древнем народце сиртя, живущем под землей [о них см., например, 1, с.440]. 

Респондент С., около 50 лет, говорит, что жертвоприношение, которое совершал шаман,  не носило публичного характера. Жертву приносили на некоем мысе, находящимся на о. Вайгач. По словам Сергея: «Жертвоприношение всегда совершали в одиночку - никакая толпа, чтобы рядом не была». Последнее жертвоприношение было при Сталине. Жертвоприношения делали только в одном месте. Приезжали с «карской стороны» со стадами, чтобы принести жертву. Жертвоприношение делали в месте, где находится Семиликий идол (о. Вайгач). Тут же говорит, что жертву не приносили у Семиликого, а приносили на мысе Дырявом, а потом приезжали к  Семиликому. Рассказывает историю про судьбу некой научной экспедиции то ли из Москвы, то ли из Ленинграда, которая увезла идола в музей. Судьба членов  экспедиции была печальной: некоторые из них начали болеть, некоторые умерли. («Кто брал, все сдохли».) В музее, в котором поместили Семиликий идол, на потолке якобы образовалась большая трещина. Работники Музея испугались и решили возвратить идол обратно на о. Вайгач. В настоящее время перед Семиликим не приносят жертвы, однако, проезжая мимо него, люди кланяются ему ради собственной безопасности.

Ритуальное жертвоприношение, совершаемое шаманом, трансформировалось, т.о., в умилостивление богов и духов бросанием монет и закланием оленей на воде, напротив м. Дьяконского, где находится Семиликий идол. Рыбаки, принося такую жертву, верят, что теперь их минует опасность в море.

С.: «Когда выезжаю в море – всегда крещусь…» Говорит, что у него своя вера, он сам не понимает какая вера. Он не может понять сам себя. То креститься, то какое-нибудь другое обрядовое действие, не касающееся Православия совершает. Надеется, что что-то из этого поможет. Ближе к другим островам, делает то, что положено «чтобы тех богов (этих остров) не обидеть». По словам С., на мыс. Болванском есть груда костей и черепов детей.  Респондент А. предполагает, что кости оказались на мысе как результат эпидемии. У С. наличие детских кости вызывает недоумение.

Респондентка Е. (43 года, образование – среднее специальное). В своем доме в п. Каратайка Е. легла на кровать (подчеркивает, что была совершенно трезвой).  Муж ушел на кухню, она осталась одна. Вдруг она почувствовала холодный воздух. Воздух был настолько холодный, что она думала, что замерзнет сразу. Она верит, что это приходил прежний хозяин дома. Е. рассказала об этом событии подруге, которая работала врачом. Подруга сказала, что бывший хозяин умер «от пьянки» и он приходит. Подруга посоветовала зажечь свечу и «подержать» против часовой стрелки. После этого «обряда» все прошло. Е. уверена, что это был не обычный ветер, сквозняк, а нечто необъяснимое.

С. рассказывает, что в одной из бухт на Вайгаче  есть дом, где он чуть  не сошел с ума. Внезапно он почувствовал сильный холод, «как будто веером нахлынул».  Он сильно испугался и выбежал.  Сергей об этом случае рассказал какому-то «дядьке», который и сказал, что это произошло из-за того, что дом построили на могилах заключенных в сталинское время.

Респондентка Н., 17 лет, рассказывает о духе-домовом, который она называет бабайкой: «Он ходит по избе, но его никто не видит - виден порой только его темный силуэт и чувствуется его пристальный взгляд, иногда он громко чихает, тем самым пугает людей». «Бабайка» представляет собой личность своенравного характера, «если к нему не проявлять уважение и не задабривать   кусочком хлеба с  маслом, то он начнет буянить».

фото картинкаРеспондентка М., 25 лет, образование среднее специальное. Рассказывает, что в детстве, когда они жили в тундре, взрослые запрещали детям гулять после 10 вечера около скал, говоря, что их могут утащить сиртя. Респонденту А. бабушка  рассказывала  о  большом камне  юртообразной формы. С одной стороны можно подойти к нему (ним), а с другой -  начинается пропасть. Если попытаться залезть на эти камни, то сверху начнут атаковать соколы. Камни находятся на материке недалеко от устья р. Сирти Ю. Эти камни являются входом в пещеру, где живет маленький народец сиртя. Этот народец днем сидит в пещере, а ночью они выходят на поверхность земли. По словам респондента С., этот народец видел бригадир-оленевод. Как-то некие люди у входа в пещеру положили продукты. Наутро продукты пропали, остались только следы маленьких ножек. В существование этого народца А. и С. не знают – верить или нет.

Т.о., можно заключить, что практически все вышеперечисленные явления носят в сознании жителей негативный и устрашающий характер, могут являться предвестниками бед и несчастий, требуют к себе внимательного и аккуратного отношения, что характерно для анимистичеких верований неписьменных народов.фото картинка

Характерно двойственное отношение населения к единственному современному шаману НАО Коле, проживающему в Нарьян-Маре и прославившемуся «освящением» Заксобрания Санкт-Петербурга весной 2015 г. Большинство считает, что «шамана Колю держат за шута, он пьет, пропил квартиру, сейчас старается подзаработать денег на шаманизме». Другие говорят, что он нормальный и что у него есть шаманские способности. С самим Колей встретиться не удалось, т.к. его сняли с самолета в состоянии алкогольного опьянения, когда он должен был прилететь в Каратайку.

* * *

Таким образом, можно заключить, что религиозные верования коренного ненецкого населения Югорского полуострова носят выраженный синкретический характер, где наряду с христианскими верованиями можно обнаружить большой пласт дохристианских языческих представлений. Этому способствуют, в свою очередь, во-первых, то, что процесс христианизации ненцев Православной Церковью начался достаточно поздно и не был завершен, во-вторых, большое влияние оказывает близость бывшего сакрального ненецкого центра – о. Вайгач, с которым связано большое количество легенд и преданий, в-третьих, – это влияние, особенно на старшие поколения, советской атеистической идеологии. Подобная размытая религиозность способствует успеху проповеди протестантов-харизматов среди оленеводов, ведущих традиционный образ жизни, где миссионерская активность РПЦ до недавнего времени практически отсутствовала. Русское население, составляющее на обследованных территориях меньшинство, демонстрирует взаимообусловленность религиозной и национальной самоидентификации, декларируя приверженность к православию. Все эти вышеприведенные факторы обусловливают специфику религиозной ситуации обследованного региона.

Библиография:

  1. Мифы народов мира, энциклопедия, т.2, М., 1998.
  2. Окладников, Н.А.Тернистый путь к православию: Из истории обращения в христианство ненцев архангельских тундр / Н.А. Окладников, Н.Н. Матафанов. –  Архангельск, Правда Севера, 2008. – 476 с.
  3. Христианская Протестантская Церковь СИЛОАМ: [Электронный ресурс]. URL: http://thesiloam.com/. (Дата обращения: 27.08.2015).
  4. Российский сектор Арктики под прицелом сектантских проповедников: [Электронный ресурс] // ПРАВОВОЙ ЦЕНТР. Сектоведение. URL: http://www.raskolu.net/706-religioznaya-ekspansiya-sektantskih-propovednikov-v-rossiyskoy-arktike.html. (Дата обращения: 27.08.2015).
  5. Исследовательская служба «Среда»: [Электронный ресурс]. URL: www.sreda.org/arena. (Дата обращения: 27.08.2015).

Авторы:

Гипп К.С., Епихина Е.А. Религиозные верования современного населения Югорского полуострова

Gipp K.S., Epikhina E.A. The religious beliefs of the present-day population of the Yugorsky peninsula

фото картинка

Константин Гипп, протоиерей, ст. преподаватель кафедры религиоведения Миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного универститета

 

 

 

 

 

фото картинка

Екатерина Епихина, студентка-старшекурсница (на момент экспедиции) Миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного универститета

 

 

 

 

Печатная публикация осуществлена в Международном альманахе "Гуманитарное пространство", Т.4, № 5. М.-Явне, 2015, сс. 850-862. (в печатном виде текст опубликован без таблиц и иллюстраций – прим. Борис Дульнев)

Обработка таблиц, адаптация текста для размещения в сети Интернет, подбор иллюстраций – Борис Дульнев, сайт Безопасность Арктики и России

 

Теги: Исследование религиозные верования представления Русская Православная церковь население ненцы коми русские азербайджанцы Ненецкий округ НАО ЯНАО Усть-Кара Каратайка Вайгач православие простентантизм миссионерство христианство вера Христа СИЛОАМ кочевники оленеводы шаманы шаманизм семиликий идол жертвы идеология протестанты-харизматы сиртя сихиртя языческие представления Варнек Юшарский сельсовет Воркута крещение верования мировоззрение религиозная практика обязанности

Форма связи
Код на картинке: