24.04.2019. Сайт Безопасность Арктики и России
 
картинка
Ещё в начале 17-го века ненцы использовали птичий пух в своей одежде
 
Мощный геополитический разворот России в сторону интенсивного освоения Арктики и Севера, освоения заполярных богатств и развития инфраструктуры Северного морского пути, возродили спрос на пух арктических водоплавающих птиц, наилучшего природного утеплителя, идущего на изготовление одежды и прочей неообходимой легкой и комфортной амуниции и оснастки для людей, работающих в этих широтах.

По этой причине коренные жители острова Вайгач - КМНС-ненцы после продолжительного перерыва решили возобновить традиционный для себя когда-то промысел по сбору гагачьего пуха и на современном уровне возродить и двинуть дальше развитие гагачьего хозяйства, основы которого были заложены советскими учеными еще в середине 20-го века. Перерыв в промысле был вызван  развалом СССР, начавшимся после этого социально-экономическим кризисом, вынужденным и временным военным и экономическим уходом России из Арктики. Было не до пуховых излишеств.

Но совершенно неожиданно для ненцев возобновление традиционного промысла вызвало резко негативное отношение руководства Ненецкого округа в лице его профильных стрктур - Департамента природопользования и АПК НАО и КУ НАО "Центр природопльзования и охраны окружающей среды Ненецкого АО" (ЦПП и ООС НАО). И в настоящее время в Ненецком округе  проблема сбора пуха гаги и белощекой казарки встала  очень остро. Подробнее о проблеме можно прочитать по ссылке >>.

Здесь же отмечу, что проблема  вызвана некоторыми пробелами и коллизиями, как в федеральном, так и в региональном законодательстве и других нормативных правовых актах. Но эта проблема могла бы быть решена достаточно быстро на уровне округа. Причем, без нарушения уже действующих нормативных правовых актов. Для этого достаточно на региональном уровне признать сбор пуха водоплавающей птицы исконным и традиционным видом хозяйственной деятельности местных ненцев. Не имея собственных квалифицированных специалистов в этой части, и Департамент ПР и АПК НАО, и ЦПП и ООС НАО, с упорством, достойным иного применения, отказываются признавать эту деятельность традиционной. Идя при этом на поводу у экспертов WWF, плотно окупировавших НАО, и прикормленных этим иностранным агентом экспертов из российской академической науки.

Одним из ключевых доводов всей этой эколого-научно-административной камарильи является утверждение о том, что ненецкий народ НИКОГДА (!) не использовал пух птицы для собственных нужд, а собирал его исключительно "с целью продажи". Хотя и этот довод так себе и весьма сомнителен. Поскольку ненцы-самоеды всегда "промышляли" то, что требовалось для обмена или покупалось. Не важно - одноплеменниками из других концов тундры, русскими, зырянскими и иностранными купцами. Действительно, глупо было бы не менять и не продавать то, что не требует дополнительного труда и времени на добычу, и при личном потреблении идет "на выброс". Например, перо и пух добытых для еды птиц, которые охотно и в огромных количествах у самоедов покупали купцы всех национальностей. Без таких промыслов и мены с продажей, ненцы до сих пор жили бы без использования изделий из металлов, без тканей и много еще без чего.

Экологи, некоторые отечественные ученые и популяризаторы-гаговеды, а в след за ними профильные чиновники Ненецкого округа, продолжают упорно утверждать о том, что если и был такой "традиционный промысел", то велся он исключительно ваврварскими методами с обязательным чуть ли не массовым истреблением птиц. Как говорится, нельзя все время идти вперед спиной, все время глядя в прошлое. За время, пока ненцы не собирали пух после развала СССР, мир вокруг  них и нас очень сильно изменился. Субъективно он расширился, особенно благодаря Интернету, с которым дружат и современные ненцы. Благое дело советских ученых, заложивших основы щадящих методов сбора пуха и перехода к ведению гагачьего хозяйства,  ставший достоянием в нашей стране исландский опыт, основанный на сборе пуха с  гнезд как в период гнездования птиц (с заменой пуха сеном), так и сразу после него, позволяют собирать пух без ущерба популяции даже такого краснокнижного в НАО вида, как гага обыкновенная. На сколько мне известно, ненцы Вайгача из Общины "Хэбидя-Я" ("Святая земля") собирают пух гаги после окончания периода гнездования, хотя это уменьшает выход собираемого пуха-сырца, но позволяет вообще не тревожить птицу. А вот гагачье хозяйство позволяет увеличивать со временем численность популяции до её естественного предела, связанного исключительно с кормовой базой и балансом с другими видами птиц и животных. Не понимать этого чиновники тоже не могут. Наверное именно поэтому последним рубежом обороны для них и зомбирующих им мозги международных экологов и ученых становится единственный аргумент: пух для собственных нужд ненцы не употреляли-с!

Тем не менее, удалось найти и независимое "историческое" свидетельство того, что пух водоплавающей птицы ненцы-самоеды использовали при изготовлении нижней одежды еще в начале 17-го века. Причем, засвидетельствовали сей факт дотошные англичане.

Ниже привожу небольшой фрагмент из книги русского ученого-естествоиспытателя середины 19-го века Александра Ивановича Шренка "ПУТЕШЕСТВИЯ И ОСТАНОВКИ АНГЛИЧАН В ПЕЧОРСКОМ КРАЕ в 1611—1615 годах" (Выдержки из «Торговые операции путешественников» — Лондон, 1625 г., т. V и III, стр. 580—558). (Перевод с немецкого по второму тому работы А. Шренка: («Путешествие к северо-востоку Европейской России, через тундры самоедов к северным Уральским горам, предпринятое по высочайшему повелению в 1837 году). Издано в Дерпте в 1858 г. в переводе почти забытого советского ученого Бориса Никандровича Артемьева, печальная судьба которого связала его жизнь с Республикой Коми и ее шахтерской столицей Воркутой.

Добавлю, что в своей работе Александр Шренк перевел с английского путевые дневники участников британской торговой  разведывательной экспедиции начала 17-го века на русский Север (Печорский край и Югра), оказавшиеся по каким-то причинам невостребованными и забытыми в самой Англии. Хотя и сейчас поражает тщательность и отменная точность наблюдений, особенно измерения географических координат отдельных  поселений, в том числе Пустозерска, основных ориентиров на пути экспедиции, промеров глубин. То есть Шренк в середине 19-го века пользовался оригинальными документами, составленными англичанами за 200 лет до него!

Эта работа опубликована в альманахе "Геологическое наследие северо-востока Европы. Россия" № 1 за 2015 год. Авторы назвали этот номер "Скрещение судеб: Шренк - Артемьев", поскольку помимо указанной работы Шренка в переводе Артемьева, альмах содержит прекрасный материал об обоих ученых, верных сынах и служителях России. Поскольку альманах издан для свободного распространения, я разместил его на своем сайте, ссылка на который прикреплена к названию альманаха выше. Скачал я этот альманах по адресу источника https://docplayer.ru/57326084-Geologicheskoe-nasledie-severo-vostoka-evropy-rossiya-geoheritage-of-european-north-east-russia-soderzhanie.html .

Открыл эту работу для меня мой добрый друг и товарищ из Нарьян-Мара журналист Андрей Солопов, за что я ему безмерно благодарен, так же, как и всем тем людям, которые вернули из исторического небытия и прекрасную научную работу, и память о великих ученых, достойных сынах нашего Отечества.

С уважением,

Борис Дульнев
------------------------------------------------------------------********------------------------------------------------------------------
Из книги А.И. Шренка в переводе Б.Н. Артемьева  "ПУТЕШЕСТВИЯ И ОСТАНОВКИ АНГЛИЧАН В ПЕЧОРСКОМ КРАЕ в 1611—1615 годах" 
(Источник альманах "Геологическое наследие северо-востока Европы. Россия" № 1 за 2015 год.  "Скрещение судеб: Шренк - Артемьев", стр. 32,33)

"Дальнейшие замечания Виллиами Гудрона из Гулля о его зимовке в Пустозерске в зимы 1614—1615 гг. и описание быта самоедов.

Далее следуют его заметки о самоедах, которые мы полностью приводим:
Верхняя одежда, которую самоеды носят в дороге — называется парка (название остяцкое, принятое тогда также и у русских наименование совик) и изготовляется обычно из 33 оленьего vielsrasse песцового меха. Парка носится мехом наружу.

Под парку одевается так называемая малица, которая изготовляется из мехов молодых оленей, зайца и лебединого пуха. Эта одежда очень мягка и приятна. Шапки делаются из двойного бобрового меха* (скорее всего, из "пыжика", говоря современным языком - БД) с двумя наушниками, которые подвязываются под подбородком. Штаны делаются из оленьего меха — мехом вовнутрь. Из оленьего же меха делаются носки или чулки, на которые надеваются длинные сапоги, так называемые пемы (пимы), изготовляемые из меха с ног оленей.
Так одетые сидят они в санях на оленьих шкурах с подогнутыми ногами. Упряжка из двух оленей мчит с такой быстротой и так долго, что тем, кто не испытал сам, кажется невероятным. Налегке (без багажа) они могут пройти без остановки и сна 200 миль (343 верст) в 24 часа".

В этой статье использована иллюстрация из книги "Северная Россия. Север и северо-восток Европейской России, ее лесные и тундровые области, Белое море и Северный океан" из серии "Живописная Россия - Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении", - издательство "Белый город", Москва. ISBN 5-7793-1103-X УДК 908 (470+571-17)(084ю1) ББК 26.89 (2Рос-4)я6 С28. (Переиздание классического труда конца XIX - начала XX века с тем же названием под общей редакцией П.П. Семёнова (Тяньшаньского) вице-председателя Императорского русского географического общества). Смотреть в электронной библиотеке здесь >>.

Теги: ненцы самоеды сбор пух гага гагачий водоплавающей птицы белощекая казарка Колгуев Вайгач Ненецкий округ самоеды традиционное природопользование исторически сложившееся занятие местного населения администрация НАО противодействие запрет традиционная хозяйственная деятельность промысел коренное население одежда совик  малица парка шапки пимы книга Шренк перевод Артемьев англичане купцы путешествия Печорский край Югра Департамен природопользования и АПК ЦПП и ООС позиция Арктика русский север одежда экипировка Всемирный фонд дикой природы WWF РАН академическая наука эксперты Община "Хэбидя-Я" ("Святая земля")
Форма связи
Код на картинке: