11.08.2022. Безопасность Арктики и России.
Борис Дульнев, главный редактор.
Паника без повода - проекты в НАО "Порт Индига" и "Строительство ГХК по производству метанола на базе Кумжинского и Коровинского ГКМ" НЕ связаны друг с другом и с планами развития СМП
Вступление
На днях 09 августа этого 2022 года официально опубликовано Распоряжение Правительства РФ от 1 августа 2022 г. N 2115-р "Об утверждении плана развития Северного морского пути на период до 2035 г". Моё внимание привлекла экспертная статья "Правительство выбрало сценарий осторожного развития Северного морского пути" на ресурсе Регионы России, автор которой проанализировал указанное Распоряжение применительно к перспективам реконструкции существующего Морского порта "Нарьян-Мар" и к реализации проекта строительства "Порт Индига". Точнее сказать, сделал какие-то далеко идущие выводы о том, что Правительство задвинуло эти проекты в дальний угол, исходя лишь из того факта, что в Распоряжении Правительства эти порты не упомянуты. Внутренне не согласившись с этими выводами, я первоначально решил не реагировать на такие далеко идущие выводы. Тем более, зная фактическое положение дел, принципиально не меняющее перспективы этих проектов, решил оставить выводы на совести автора. Но сегодня наткнулся на эту статью в авторитетном и популярном ТГ-канале СМП. Под тем же заголовком, но с одним существенным добавлением в части выводов, спроецированных уже на совершенно другой проект, реализуемый в Ненецком округе. Речь идёт о проекте строительства Газохимического комплекса (ГХК) по производству метанола на базе Кумжинского и Коровинского газоконденсатных месторождений (ГКМ). Рекомендую прочесть сначала статью на ресурсе Регионы России. Чтобы съэкономить время читателей приведу лишь абзац в первоначальном виде и тот фрагмент, добавленный от ТГ-канала СМП, так сказать, "от себя":
"Объяснить это можно почти двухлетней разницей между появлением этих документов. За это время ключевые проекты, в интересах которых должны работать оба порта, подверглись переформатированию". От себя автор СМП продолжил этот вывод: "Так, разработка Коровинского и Кумжинского газоконденсатных месторождений, обслуживать которые должен порт Индига, предположительно будет отложена".
Учитывая, что резонансное общественное обсуждение отдельных этапных проектов ООО "Русхим", реализующего весь мега-проект создания ГХК в Ненецком округе, идёт уже с декабря прошлого 2021 года, я посчитал необходимым внести ясность в этой части для жителей округа. Ниже привожу комментарий, который я оставил под указанной статьёй в ТГ-канале СМП.
Не надо выдавать неправильные выводы за реальные факты
Автор не владеет фактурой и собственные домыслы выдает за реальный факт. СМП начинается в Карском море и уходит на восток. Мурманск к нему отнесен, как база атомного ледокольного флота, и хаб на границе с европейскими линиями. Морпорт в Нарьян-Маре на реке Печора с выходом в Баренцево море и будущий порт Индига на побережье Баренцева моря в стратегиях и планах Правительства рассматривались, как ТОЧКИ ВЫХОДА на СМП, а не как его ОПОРНЫЕ ПУНКТЫ. В лучшем случае применительно к Порту Индига применялось понятие "Базовый пункт СМП", что синомимично, но не идентично термину (понятию) "Опорный пункт". Формально ни Индига, ни Нарьян-Мар, ни Варандей, ни Амдерма на трассе СМП не расположены. Может они и по этой причине не упоминаются в Распоряжении Правительства?
Изначально в качестве терминала для отгрузки СПГ порт в Индиге рассматривался в проектах Роснефти, которая несколько лет назад от проекта отказалась и почти полностью вышла из проекта Печора СПГ. После этого при тогдашнем губернаторе НАО Цыбульском главный инвестор и инициатор проекта корпорации АЕОН г-на Троценко пересмотрел в 2019 году концепцию порта, переориентировавшись на перевалку угля и генеральных грузов в связке с проектом строительства ж/д Сосногорск (Коми)-Индига. Какие нефть и СПГ сейчас? Последний по времени вариант концепции порта Индига вообще НИКАК не связан с освоением Кумжинского и Коровинского месторождений, так как их освоение инициировано группой Русхим г-на Южилина для производства метанола, а не СПГ. Один из вариантов строительства газохимического комплекса (ГХК) рассматривал возможность строительство отгрузочного морского терминала в районе мыса Бол. Румяничный (в нескольких десятках км от Индиги), куда товарный метанол должен был поступать по трубопроводу от ГХК в районе Василково недалеко от пос. Красное. Но Русхим сделал выбор в пользу варианта строительства собственного морского отгрузочного терминала (МТ Русхима) в районе Василково на реке Печора в рамках развития морпорта Нарьян-Мара, расположенного в относительной близости от Василково.
МТ Русхима в Василково на первом этапе планируется использовать для доставки строительных и иных обеспечивающих грузов и техники для строительства ГХК, а на втором этапе - для круглогодичной отгрузки метанола на танкеры-химовозы ледокольного класса река-море, которые должны были доставлять метанол для перевалки в порты Мурманска или Тромсё (Норвегия). Проекты Порт Индига и строительства ГХК на базе Кумжинского и Коровинского ГКМ изначально являются совершенно самостоятельными и независимыми проектами. Поэтому бредовое утверждение автора о том, что порт Индига должен был обслуживать газохимический проект указывает на незнание автором фактических обстоятельств дела. Так же, как и ничем необоснованное предположение о том, что реализация строительства ГХК по производству метанола в НАО будет отложено из-за того, что Порт Индига и Морпорт Нарьян-Мар не упомянуты в Распоряжении Правительства по развитию СМП. Решения на уровне Правительства по строительству ГХК в НАО, реконструкции МП Нарьян-Мар регулируются другими документами. Решения либо уже приняты, либо будут приняты отдельно в соответствии с принятыми стратегиями, связанными с развитием АЗРФ, речной транспортной инфраструктуры и т.п.
Русхим с конца прошлого года проводит в НАО поэтапное общественное обсуждение отдельных целевых проектов освоения месторождений и строительства ГХК и его инфраструктуры. Так 18 августа состоится обсуждение строительства Подводного канала по Печорской губе и реке Печора к МТ Русхима и проведения дноуглубительных работ на этом канале и в районе причальных сооружений МТ Русхима. Документы выложены для обсуждения.
Возможно, что строительство МТ Русхима, дноуглубление Печоры и появление возможности использования судов с большей осадкой и грузоподъемностью, наличие возможности круглогодичной навигации для этого порта откроет новые горизонты, что потребует отдельного пересмотра планов развития МП Нарьян-Мар. Возможно именно по этой причине и проект МТ Русхима рассматривается исключительно в "рамках развития МП Нарьян-Мар".
Относительно перспектив Порта Индига позволю себе не согласиться с автором. В конце июля т.г. прошла целая серия публикаций о практическом решении и исполнении февральского поручения Президента Путина о представлении ему предложений по созданию ж/д выхода из Коми через НАО к Баренцеву морю. Судя по публикациям, этот вопрос проработан и решение о строительстве ж/д принято. Ж/д Сосногорск-Индига без строительства порта Индига, то есть в никуда, абсолютно бессмысленно. В свое время Роснефти с ее первоначальным проектом СПГ, ж/д была и не нужна, так как газ на завод СПГ в Индиге планировалось подавать по газопроводам.
Сейчас же активным лоббистом и заинтересантом проектов ж/д и порта Индига является корпорация Руститан, уже преступившая к опытно-промышленной разработке Пижемского месторождения титана и кварцевых песков в Республике Коми. Не меньшее лоббирование этих проектов предпринимает и руководство Коми, которому, как воздух, необходим кратчайший выход к морю для отгрузки угля Воркуты, продукции лесопереработки, включенных в Стратегию развития АЗРФ-2035. Поэтому не надо поднимать панику с перепугу и без глубокого знания реальной ситуации, а руководствуясь лишь поверхностным анализом на уровне гадания на кофейной гуще.
#нао#порт#индига#нарьян-мар#метанол#кумжинское#коровинское#месторождение