16.06.2017: Безопасность Арктики и Россиифото картинка

Каким быть общественному договору между бизнесом и властью по обеспечению экологической безопасности Арктики

Сегодня в Москве в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) состоялось открытое обсуждение Национального общественного стандарта «Экологическая безопасность Арктики».

Стандарт разработан Общественной комиссией по направлению «Экология» Межрегиональной общественной организации «Ассоциация полярников» (АСПОЛ) под председательством вице-президента АСПОЛ по направлению «Экология», генерального директора ПАО «Россети» Олега Бударгина.

фото картинкаПо мнению группы разработчиков, в настоящее время существует три группы причин обуславливающих принятие Стандарта. Это стратегическая роль Арктики в экономической безопасности РФ и ее обороноспособности; международный интерес к Арктике; деятельность международных организаций по защите Арктики.

С точки зрения экологии, Арктика является коллектором загрязнений Северного полушария. Глобальный водный и атмосферный перенос загрязнений с низких широт на фоне изменений климата приводит к накоплению загрязняющих веществ в различных компонентах  природных систем Арктики и снижению их устойчивости к внешним воздействиям. Это, в свою очередь, приводит к исчерпанию биологических ресурсов, устойчивости экосистем различного уровня, ухудшению качества окружающей среды и к существенным  затруднениям в обеспечении качества жизни населения, исторически проживающего в Арктике, либо  населения занимающегося добычей природных ресурсов в Арктической зоне. В конечном  итоге происходит снижение эффективности экономической деятельности. Кроме того, развитие знаний в области экологии Арктики дает дополнительные возможности для защиты национальных интересов в международных судах, при рассмотрении исков, как к правительствам стран, так и к компаниям, связанных нанесением вреда окружающей среде.

Из выступлений на открытом обсуждении:

Юрий Максименко, заместитель председателя комитета РСПП по экологии и природопользованию:

- Арктика – особая территория, поэтому вести там хозяйственную деятельность, как в средней полосе, нельзя. Нормативная база по Арктике сильно меняется. Поэтому есть понимание того, что хозяйственная деятельность в арктической зоне должна быть аккуратной, чтобы необратимо не разрушать там среду обитания. Группы общественности вступают по этим проблемам активно. Это означает, что у нас с хозяйственной деятельностью в Арктике не все хорошо. С нашей сторона мы хотим помочь бизнесу «настроить» эту деятельность в Арктике без разрушения  среды обитания.

Юрий Важенин, член комитета Совета Федерации ФС РФ по экономической политике:

- Дешевое сырье в мире кончилось. Четверть мировых запасов углеводородного сырья в 21 веке сосредоточено в Арктике. При этом уже сейчас только по официальным данным в России происходит около 25 тысяч разрывов нефтепроводов в год. Освоение Арктики во многом сложнее, чем освоение Космоса. Именно поэтому Стандарт так важен для всех нас. Я аплодирую этому документу.

Владимир Маслобоев, директор Института проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН (ИППЭС) (один из разработчиков Стандарта):

Этот Стандарт задумывался как общественный договор. Это не жесткий закон. Сейчас во всех странах у бизнеса развивается, так называемая, «добровольная экологическая сертификация». Такие компании приходят на новую для себя территорию освоения и деятельности и представляют таким образом тамошней власти и населению свою предстоящую  добросовестность соблюдения экологических законов и стандартов. Надо понимать, что мы не можем защитить Арктику от глобальных изменений климата, таких, как глобальное потепление, черно-углеродного загрязнения из-за лесных пожаров, от ртути, от устойчивой органики и т.п. Но мы можем добиться, чтобы в арктическом судоходстве в качестве топлива не использовались тяжелые фракции нефти в пользу альтернативных и более безопасных видов топлива на основе более легких фракций или атомной энергии. Например, в Канаде разрабатывают два вида атомных двигателей мощностью от 10 – 40 мВт. Наш национальный Стандарт необходимо продвигать и за рубеж.

Владимир Софьин, директор Департамента технологического развития и инноваций ПАО «Россети»:

- Энергетика в Арктике – важнейший элемент. Этот документ не отлит в бетоне. Мы открыты к его критике и улучшению. В Стандарте важно отразить этические нормы бизнеса и хозяйственной деятельности, которые могут вылиться в технологические решения. Например, решение о создании распределенной энергетической системы. В результате такого решения будет меньше вышек ЛЭП, уродующих ландшафт, меньше поездок обслуживающей техники, меньше вред окружающей среде. Стандарт должен вобрать в себя лучшие отечественные и мировые технологические практики. В соответствии со Стандартом ответственность за не ухудшение экологии и качества жизни населения арктической зоны на себя должны брать бизнес, федеральная, региональная и местная власть. Стандарт должен пропагандироваться и среди представителей бизнеса, и среди представителей власти всех уровней. Мы, как энергетики, имеем возможность транслировать принципы Стандарта нашим бизнес-партнерам, делая это через техрегламенты нашей компании.

Владимир Чупров, руководитель энергетической программы Гринпис России:фото картинка

Проблема в том, насколько компании готовы присоединиться к Стандарту. Для добровольной сертификации нужны два фактора: востребованный на рынке, в том числе внешнем, продукт.  И внешний верификатор, который может объективно подтверждать соблюдение требований добровольной сертификации. Внешним фактором в России может стать сужение угольного и углеводородного рынка. В этих условиях первыми «вылетать» с этого рынка будут компании с «плохой» экологической репутацией. Стандарт должен гарантировать соблюдение прав коренных малочисленных народов (КМНС) на традиционную деятельность. Несомненный плюс Стандарта – он не дублирует законодательства, но позволяет закрыть существующие в нем не урегулированные или противоречивые «серые» зоны.  Что в последующем может способствовать улучшению законодательства. Необходимо уменьшить количество индикаторов, по которым аудиторы будут оценивать соблюдение Стандарта. В Стандарте необходимо:

- определить критерии открытости информации по экологии;

- вопросы финансирования;

- внести запрет на использование тяжелой техники в летний период и добиться этого запрета в федеральном законодательстве;

- отдельно оговорить права КМНС;

- необходимо держать в поле зрения не только Арктический шельф, но и материковые арктические территории;

- законодательно на федеральном уровне обязать угольщиков проводить рекультивацию земель.

фото картинкаИгорь Шпектор, член Общественной палаты РФ, президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера:

От бизнеса слышны упреки в том, что его душат экологическими проверками. Не душа промышленников нельзя навести экологический порядок. Сейчас законодательно закреплено требование об обязательности предупреждения бизнеса контролирующими и надзорными органами о проведении проверок. Это бред! Их предупредили, они все прибрали, промыли, почистили, остановили. Проверка нарушений не обнаружила! Мусорные полигоны в Арктике – это ужас. Теплоэлектростанции осаждают пыль и сажу. При этом до сих пор ничего не делается для улучшения теплоизоляции домов. Поэтому топим и греем воздух. Никакая экологическая программ не будет работать, пока нет настоящей плетки для нарушителей. Полгода экологии уже прошло, а ничего не делается: нечистоты текут, мусор не вывозится и не перерабатывается, а вывозится на свалки. Мусорный полигон – это та же свалка, только с водонепроницаемым дном.

 

Борис Дульнев

 

Теги: РСПП АСПОЛ открытое обсуждение Национальный общественный стандарт «Экологическая безопасность Арктики» Общественный договор бизнес федеральная региональная местная власть экология качество жизни население КМНС Гринпис транспорт атом законодательство

Форма связи
Код на картинке: