оригинал взят: 28.05.2014. Вести-Экономика
В последние годы деятельность “Гринпис” вызывает все больше споров и критики. Кто финансирует эту организацию? Чем она руководствуется – реальной заботой о природе или самопиаром и шантажом?
Крупнейшая экологическая организация в мире формально выступает за защиту окружающей среды, экологическое просвещение и пропаганду “экологичного образа жизни”. До недавнего времени благотворительный статус помогал организации формировать “правильный” образ и привлекать для своих акций новое финансирование и новых активистов.
На снимке: Активист Гринпис бросает дымовую шашку на крыу атомного реактора Буже во Франции. 2012 год.
Миф бескорыстности деятельности “Гринпис” все еще в силе. Однако отдельные страны уже давно отказали организации в ее "благотворительном" статусе. А бывшие руководители “Гринпис” отмечают, что за декларируемыми идеалами борьбы “за нашу и вашу экологию” скрывается псевдонаучная и куда менее альтруистическая мотивация. Но обо всем по порядку.
Истоки
Прообраз будущей крупнейшей экологической организации в мире появился в Канаде. В 1964 г. на Аляске произошло землетрясение силой 9,2 балла по шкале Рихтера. В южных и центральных районах Аляски были отмечены серьезные повреждения, в том числе в результате цунами, возникшего из-за землетрясения.
На снимке: Будущие основатели "Гринпис" в первом плавании
В конце 60-х гг. стало известно о планах США по проведению ядерных испытаний на Алеутских островах. В 1969 г. прошли несколько крупных демонстраций против данных испытаний. В частности, около 7 тыс. человек с транспарантами “Don't Make A Wave. It's Your Fault If Our Fault Goes” пересекли границу канадской провинции Британской Колумбии с США.
В этом же году в Ванкувере был создан комитет Don't Make a Wave (буквально – “Не гони волну”). В 1971 г. группа активистов, "вдохновленных мечтой о чистом мире без войны и насилия", на небольшом рыболовецком судне "Филлис Кормак" (Phyllis Cormack), отправилась в первое "протестное плавание" организации, пытаясь помешать испытаниям на Аляске.
Протесты не остановили планы США, ядерные испытания состоялись и не повлекли за собой ни землетрясений, ни цунами. В 1972 г. комитет Don't Make a Wave был официально переименован в Greenpeace Foundation. Так началась история "Гринпис".
“Отцы” мировой экологии
В том же 1972 г. началось долгое и успешное сотрудничество "Гринпис" с неким Дэвидом МакТаггартом, американским бизнесменом-риелтором. Его биография – наглядный пример высказывания Пола Уотсона (в 1979 г. исключенного из Гринпис и создавшего Общество охраны морской фауны, Sea Shepherd Conservation Society): “Cекрет успеха МакТаггарта заключается в следующем: не важно, что такое правда, важно то, что люди считают правдой”.
В "Гринпис" решили продолжить зарабатывать очки на протесте против ядерных испытаний. Организация разместила свой призыв ко всем, кто бы сумел помочь организовать поход на атолл Муруроа, где свои атмосферные ядерные испытания проводила Франция.
На снимке: Французские военные приветствуют активистов "Гринпис" на яхте "Вега"
МакТаггарт предложил для экспедиции свою яхту "Вега". В этой экспедиции “Гринпис” меценат разругался с Беном Меткалфом, который на тот момент являлся председателем Фонда "Гринпис". Этот инцидент впоследствии стал знаковым для организации. Экспедиция на Муруроа принесла известность МакТаггарту среди защитников окружающей среды.
Вскоре МакТаггарт понял, что Гринпис может стать чем-то большим, чем “кучкой зеленых хиппи”.
В 1979 г. за торговую марку Greenpeace разгорелась борьба. Президентом канадского отделения организации на тот момент был Патрик Мур, участник первой экспедиции в составе экипажа "Филлис Кормак" на Аляске.
Ванкуверские "зеленые" подали в суд, стремясь вернуть контроль над организацией Greenpeace, которая появилась в Канаде.
На снимке: Дэвид МакТаггарт
Однако ловкий бизнесмен МакТаггарт одержал верх. Благодаря его дальнейшим усилиям была преобразована структура организация "Гринпис". Прежний союз экологических групп, которые действовали практически самостоятельно, исчез. МакТаггарт перевел штаб-квартиру Greenpeace International в Амстердам. "Гринпис" фактически превратился в транснациональную корпорацию. Права национальных отделений "Гринпис" были ограничены.
Во главе новой организации с 1979 по 1991 гг. встал человек, которого впоследствии кто-то будет называть “героем”, а кто-то – “самым человечным рэкетиром”. Еще одно изобретение ловкого бизнесмена: национальные отделения организации должны были ежегодно делать взнос в 24% от их чистой прибыли в амстердамский центр за право использования бренда “Гринпис”.
Впоследствии Патрик Мур, как и многие другие из первоначальных основателей "Гринпис", покинул организацию из-за несогласия с новым руководством. Мур, в частности, заявил: “В середине 80-х внезапно я обнаружил, что я был единственным из директоров “Гринписа”, кто имел профильное образование и занимался наукой. Никто из моих коллег не обладал научной степенью в хоть сколько-нибудь близкой области. Это были политические деятели, какие-то публичные фигуры, экологические карьеристы… “Гринпис” – это информационные террористы, они намеренно сгущают краски и играют на страхе людей. В основе кампаний, которые они проводят, лежат выдумки, они дурачат людей!”
Его заявления вполне официальны. Мур сделал их в интервью, посвященном его взглядам на "Гринпис" и причинам, по которым он покинул организацию (Confessions of a Greenpeace Dropout: An Interview with Patrick Moore)
"Благотворительность"
Портал Activistfacts приводит описание "Гринпис" со стороны издания Forbes: “Это грамотно управляемый бизнес, который использует в своей работе различные методы манипуляции информацией и образами. Подобные действия никогда бы не сошли с рук обычной корпорации”.
В мире до сих пор распространен миф о том, что "Гринпис" – это некоммерческая, благотворительная организация. Удобство такого статуса позволяет не платить налоги. По иронии судьбы, Гринпис уже давно лишился этого статуса в Канаде – в стране, где организация появилась на свет. Причем лишился несколько раз подряд. Руководство "Гринпис" не хотело терпеть двойное поражение – материальное и репутационное. После того как в 1989 г. организации было отказано в благотворительном статусе, была создана организация Greenpeace Canada Charitable Foundation, формально не связанная с "Гринпис".
В 1995 г. канадские власти провели аудит данной структуры и пришли к выводу, что она также не может обладать статусом “благотворительной организации”. Гидра отказывалась признавать поражение, выросла новая голова: Greenpeace Environmental Foundation.
Налоговая служба Канады заявила, что “создание данной организации является удобным способом избежать последствий”, и отказалась регистрировать ее в Канаде. После этого попытки "Гринпис" вернуть себе статус благотворительной организации в Канаде прекратились.
Финансирование
На том же портале Activistfacts можно найти список основных спонсоров "Гринпис". Стоит отметить, что это данные о финансировании организации 10-летней давности. Однако они дают общее представление о том, кто поддерживает экологические акции "Гринпис".
Организация | Период | Сумма (в долларах США) |
Turner Foundation | 1996 – 2001 | 1 390 000 |
Rockefeller Brothers Fund | 1997 – 2005 | 1 080 000 |
John D. & Catherine T. MacArthur Foundation | 1997 – 2002 | 841 370 |
V. Kann Rasmussen Foundation | 2002 – 2003 | 456 000 |
David & Lucile Packard Foundation | 2000 | 450 000 |
Blue Moon Fund | 1998 – 2002 | 370 000 |
Trust for Mutual Understanding | 1995 – 2004 | 316 000 |
Marisla Foundation | 2001 – 2004 | 250 000 |
Charles Stewart Mott Foundation | 1999 – 2002 | 249 000 |
Wallace Global Fund | 1999 – 2002 | 245 000 |
Wilburforce Foundation | 2000 – 2005 | 226 900 |
Scherman Foundation | 2001 – 2005 | 200 000 |
Lannan Foundation | 1995 – 1996 | 200 000 |
Joyce Foundation | 1993 – 1997 | 200 000 |
Nathan Cummings Foundation | 1990 – 2003 | 152 000 |
Columbia Foundation | 2000 – 2001 | 150 000 |
Rex Foundation | 1984 – 1995 | 116 800 |
Firedoll Foundation | 2000 – 2005 | 115 000 |
Panaphil Foundation | 1998 – 2005 | 115 000 |
Rockefeller Family Fund | 2002 – 2005 | 115 000 |
Данные: Activistfacts.com
В лидерах списка известные "филантропы", которые на самом деле являются прожженными мизантропами. Миллиардер Тед Тёрнер, крупнейший землевладелец в США и основатель CNN, неоднократно выступал с доводами о "разумной численности" населения Земли – сначала в "250-300 млн человек" в 1996 г. в интервью журналу Audubon Magazine, затем в "2 млрд человек" ("CNN Founder Ted Turner Supports Population Reduction To 2 Billion"). Тёрнер также призывает к введению политики "одна семья - один ребенок". К слову, у самого Тёрнера 5 детей.
Финансирование "Гринпис" со стороны клана Рокфеллеров также вполне ожидаемо. Достаточно вспомнить о том, что президентом американской нефтяной монополии Standard Oil был не кто иной, как Джон Рокфеллер. Концерн впоследствии разделился на более "мелкие" корпорации, которые при этом сохраняют ведущее положение в нефтяном секторе мировой экономики – ExxonMobil, BP, Chevron, Conoco Phillips. Не можешь остановить движение – возглавь его. В этом плане иллюзия критики со стороны "Гринпис" очень удобна.
При этом экологические атаки (в том числе блокирование платформы Saturn, зафрахтованной компанией "Газпром нефть") в последнее время направлены против платформ российских, а не американских компаний. Добыча нефти в Мексиканском заливе после катастрофы на платформе Deepwater Horizon в 2010 г. продолжается как ни в чем ни бывало.
Лицемерие "Гринпис"
Компанию уже давно обвиняют в двуличии. Работать где-то в глубинке, без лишней огласки, без привлечения СМИ – это не про "Гринпис". Проекты должны быть громкими и привлекать к себе внимание. Россия хочет добывать нефть в Арктике? Арктика становится приоритетным направлением "Гринпис". Как насчет "сланцевой революции" в США? Побочные эффекты в виде землетрясений, вредных выбросов, заболеваний у людей, возле мест проживания которых компании начали разработку сланцев? Нет, это не модно.
Еще один небольшой момент: "Гринпис" активно протестует против АЭС в Европе. Где акции против использования атомных реакторов устаревшего типа в США, почему не видно активистов "Гринпис", пролетающих на дельтапланах над американскими АЭС?
Избирательность акций и кампаний организации – это одна сторона медали. Другая заключается в том, что борьба за "нашу и вашу экологию" уже давно превратилась в эпатаж. Цепи, наручники, альпинистское снаряжение, дельтапланы, переодевания в белых медведей и прочие представления "Гринпис" направлены против следствия, а не причины.
Мировая экономика на ее текущем этапе – это по-прежнему экономика потребления. Продолжение роста потребления, увеличение численности потребителей – одно из ключевых условий развития корпораций. Стагнация неприемлема. Однако пока растет потребление – энергетические потребности мира также будут расти.
"Гринпис" против консюмеризма? Это не будет продаваться. А вот экотеррористический эпатаж, взывающий к заботе об окружающем мире, всегда найдет своих "клиентов".
Подробнее: http://www.vestifinance.ru/articles/43265