картинка фотоАвтор Михаил Ходаренок

СХВАТКА ЗА АРКТИКУ...

Вторник, 31 Декабря 2013 г.  

Решающие преимущества в этой битве получит та сторона, которая сможет в короткие сроки обеспечить мощное военное присутствие в регионе

Президент России Владимир Путин призвал уделить особое внимание развертыванию воинских частей и инфраструктуры на арктическом направлении. «Россия все активнее осваивает этот перспективный регион и должна располагать здесь всеми рычагами для защиты своей безопасности и национальных интересов», – отметил президент на расширенном заседании коллегии Минобороны. Он указал на необходимость закончить в 2014 году формирование новых соединений и воинских частей, входящих в перспективный боевой состав Вооруженных Сил. Министр обороны России Сергей Шойгу поручил Генеральному штабу разработать проект развертывания воинских частей в Арктике.

Во многом подобное решение президента России связано с тем, что борьба за контроль над Арктическим регионом быстро усиливается. В нее вступают не только страны бассейна Северного Ледовитого океана – США, Канада, Норвегия, Дания, но и державы иных регионов, например КНР. Полярные исследования перешли из сферы науки в сферу экономики, что привело к ожесточенному политическому спору между государствами, граничащими с Арктикой.

Борьба за ресурсы и коммуникации

Возникает закономерный вопрос: почему же лидеры многих стран заявили о приоритетности освоения территорий, которым ранее не уделяли столь пристального внимания? Частичный ответ на это дает исследование Геологической службы США, проведенное в 2000 году. В его выводах говорится, что в Арктическом регионе может находиться до четверти потенциальных мировых ресурсов нефти и газа.

На текущий момент в Арктике выявлено более 20 крупных нефтегазовых месторождений. Для 10 из них перспективность разработки уже доказана. Согласно подсчетам Минприроды РФ на площади 6,2 миллиона квадратных километров сосредоточены запасы 15,5 миллиарда тонн нефти и 84,5 триллиона кубометров газа. Самым известным, несомненно, является Штокмановское месторождение, расположенное в российской шельфовой зоне Баренцева моря.

Цена территориальных споров в Арктике огромна. Если Москве удастся доказать, что океанский хребет Ломоносова и поднятие Менделеева, которые тянутся к Гренландии, являются непосредственным продолжением Сибирской континентальной платформы, то Россия получит право на дополнительные 1,2 миллиона квадратных километров площади в Арктике и разработку колоссальных месторождений нефти и газа в треугольнике Чукотка – Мурманск – Северный полюс.

Ведущие мировые страны пытаются освоить новые месторождения нефти и газа, используя самые различные пути для предъявления своих прав на районы, богатые углеводородами.

Другой, в перспективе не менее важный ресурс Арктики – это транспортные коммуникации.

Национальный центр США по слежению за состоянием снежного и ледового покрова сообщил, что в сентябре 2012 года площадь ледового покрова Северного Ледовитого океана сократилась до рекордной величины – 3,52 миллиона квадратных километров. В 2013-м летний минимум вписывается в долгосрочную тенденцию к снижению площади ледяного покрова на 12 процентов за десятилетие.

Ожидается, что в текущем столетии Северный Ледовитый океан полностью освободиться ото льда. Прогнозы по срокам этого события разняться. Приверженцы консервативных оценок говорят о 2040-м. Существуют и более радикальные прогнозы о таянии ледяной шапки к 2020 году.

В любом случае трасса Северного морского пути (СМП) становится все более и более доступной для коммерческого судоходства. В 2009 году два немецких крупнотоннажных судна прошли по СМП, установив новый рекорд скорости на линии южнокорейский Ульсан – Роттердам. В 2010-м по трассе прошли четыре судна, в 2012-м – 46, в 2013-м – около 60. Объем перевозок по СМП растет на десятки процентов в год: в 2011-м – 0,83 миллиона тонн, в 2012-м – 1,26 миллиона тонн, в 2013-м – 1,5 миллиона тонн (оценка). Прогноз регистра Ллойда на 2021 год – 15 миллионов тонн, к которым следует добавить порядка 25 миллионов тонн российских углеводородов, которые во все больших объемах будут идти на экспорт по северным морям. Российский прогноз на 2030-й – 50 миллионов тонн в год.

Причина интереса к СМП проста и понятна. Маршрут из Китая в Западную Европу по «северам» имеет протяженность около 8,1 тысячи морских миль. Путь через Суэцкий канал длиннее на 2,4 тысячи миль. Хотите обойти Африку – прибавьте еще более 4000 миль. Для растущего грузопотока из Европы в Восточную Азию использование СМП сулит существенные прибыли – порядка одного миллиона долларов в расчете на один рейс крупного контейнеровоза.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года позволяет России в определенной степени регулировать судоходство по СМП. Это наше преимущество, которое нельзя утратить и необходимо поддерживать всевозможными способами.

Отметим, что для России СМП имеет и оборонное значение, поскольку обеспечивает полностью открытый доступ в Мировой океан и межтеатровый маневр силами и средствами отечественного ВМФ.

Итак, Арктика становится ареной глобальной конкуренции за транспортные потоки и природные ресурсы глобального значения. Мировая история не знает случаев, когда такая конкуренция велась без учета военных факторов.

При этом не имеют значения политический режим или особенности внутреннего устройства государств-конкурентов. Можно вспомнить, сколько сил и средств потратили ведущие мировые державы для установления контроля над Суэцким и Панамским каналами. Вполне демократические Великобритания и Испания не стесняются использовать угрозу силы в многовековом конфликте вокруг Гибралтара. Упомянутая «цивилизованная» Великобритания без тени сомнения топит аргентинский крейсер «Генерал Бельграно» с сотнями моряков вне объявленной военной зоны вокруг Фолклендских (Мальвинских) островов. На наших глазах разворачивается соревнование силовых потенциалов КНР, Японии, Южной Кореи вокруг нескольких скал в Южно-Китайском море. Список примеров можно продолжать и продолжать.

Ситуация в Арктике осложняется тем, что международное законодательство применительно к этому региону имеет значительные пробелы. Не факт, что это приведет к «игре свободных сил», которая обычно заканчивалась войнами, в том числе мировыми. Но нет никаких сомнений в том, что России в регионе нужен серьезный потенциал сдерживания, который надежно исключит попытки соперников решать свои задачи силовым путем.

К истории арктических группировок

В разгар холодной войны, в конце 40-х – начале 50-х годов стратегическое авиационное командование США успешно освоило маршрутыфото картинка полетов через Северный полюс. По этим маршрутам стратегические бомбардировщики наиболее короткими путями выводились к важным административно-политическим центрам и промышленным районам СССР. С 60-х годов над Арктикой проходят трассы полета МБР и БРПЛ США.

В ответ в Арктике были развернуты подразделения радиотехнических войск, части зенитных ракетных войск, полки истребительной авиации противовоздушной обороны. В частности, перехватчики базировались на аэродромах Рогачево (остров Новая Земля), Амдерма, Алыкель (Норильск), Угольные Копи (Чукотка). Роты и батальоны радиотехнических войск ПВО дислоцировались на островах Северного Ледовитого океана с целью создания радиолокационного поля на дальних подступах к охраняемым объектам (пункты дислокации – Земля Франца-Иосифа, остров Новая Земля, острова Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля).

На советском побережье Северного Ледовитого океана располагались оперативные аэродромы дальней авиации (Нарьян-Мар, Амдерма, Надым, Алыкель, Тикси, мыс Шмидта, Угольные Копи), на которых предполагалось осуществлять дозаправку стратегических бомбардировщиков перед полетом через полюс для нанесения ударов по континентальной части США.

Общевойсковые части и соединения были представлены мотострелковыми дивизиями на Кольском полуострове и Чукотке. В Баренцевом и Охотском морях располагались районы несения боевой службы ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. Оперативная устойчивость МСЯС обеспечивалась как силами собственно флота, так и полками истребителей-перехватчиков ПВО, силами которых формировалась система истребительного авиационного прикрытия.

Одним из направлений решения задачи по обеспечению безопасности страны советское военно-политическое руководство считало оснащение ПВО дальними авиационными комплексами перехвата. Данные комплексы должны были обеспечить перехват авиационных носителей ядерного оружия на значительном удалении от охраняемых объектов, образуя первый эшелон обороны страны от СВН. В результате принятых решений создание подобных комплексов с объединением их со средствами разведки в специализированные системы стало на многие годы одним из приоритетных направлений развития авиационной компоненты системы ПВО страны.

Советские военачальники понимали важность и необходимость системы дальнего перехвата и соответственно истребителя дальнего действия. Они проявляли каждый в свое время особую настойчивость в ее реализации и проведении масштабных учений в условиях Арктики с привлечением новой по тем временам авиационной техники (МиГ-31, Су-27, А-50, топливозаправщиков типа Ил-78) и отработкой вопросов их боевого применения в авиационной системе дальнего перехвата.

Авиационная система дальнего перехвата предназначалась для обнаружения за пределами горизонта аэродинамических средств воздушного нападения вероятного противника и уничтожения авиационными комплексами перехвата стратегических бомбардировщиков до рубежа пуска ими крылатых ракет в условиях массированного применения противником всех видов радиоэлектронного и огневого подавления.

В состав АСДП входили:

Форма связи
Код на картинке: