15.03.2015. Общественный правозащитный Центр Бориса Дульнева.

фото картинка

«Задачи власти по развитию Интернета и IT-сервисов (Универсальных услуг связи и ликвидации «цифрового неравенства») в Ненецком АО» (Тезисы)

 Актуальность темы

Указанная тема является одной из самых актуальных в, так называемой, текущей «Федеральной повестке дня». 26 февраля 2015 года на заседании Правительства РФ основным вопросом Повестки дня стал вопрос «Об обеспечении доступности современных услуг связи на территории Российской Федерации» http://government.ru/meetings/17015/stenograms/#nikif . Согласно докладу, реализация инициатив  позволит ликвидировать цифровое неравенство, то есть обеспечить современными услугами связи жителей крупных городов и жителей малых населённых пунктов. Принято решение Правительства РФ http://government.ru/meetings/17015/decisions/ 

Вводная часть

Рубеж 20 и 21 веков в мире ознаменовался новой технологической революцией. Эта революция вызвана  взрывным прогрессом в сфере массовых коммуникаций и цифровых технологий,  который стал возможным в результате синтеза достижений в микроэлектронике, в компьютерной технике, в переходе к унифицированной цифровой форме записи, передачи и обработки огромных объемов информации всех видов (аудио, фото, видео, передачи данных), в техническом прогрессе средств связи и передачи информации. В немалой степени масштабному внедрению в повседневную жизнь этих достижений способствует постоянный технологический прогресс аппаратных и программных средств, способствующий их удешевлению, повышению надёжности, унификации, и широкой доступности на рынке. Как следствие этого появились возможности широчайшего внедрения он-лайн и IT-технологий во все сферы жизни.

В силу указанных причин, возникла совершенно новая ситуация. Конкурентные преимущества отдельных государств, их отдельных территорий и их населения оказались напрямую увязанными со степенью внедрения, развития, и повседневного использования передовой телекоммуникационной сети (ТКС), уровнем подготовки населения для использования её преимуществ, и наращивания своих национальных преимуществ от широкого и глубокого применения во всех сферах жизни имеющихся возможностей таких ТКС.

Благодаря пониманию руководством страны важности сохранения и наращивания преимуществ в сфере развития ТКС, Россия активно развивает и внедряет в жизнь новые технологии ТКС, создает условиях для перехода на новый технологический уровень всех сфер жизни. В том числе, и в сфере государственного и муниципального управления, развития всевозможных Интернет, он-лайн и IT-сервисов, сформулированных как задача «Ликвидации цифрового неравенства в РФ», призванных упростить доступность государственных, муниципальных и иных услуг населению, повысить их качество и оперативность предоставления, сократить время и издержки на их оказание. Для этого имеется и продолжает наращиваться необходимая нормативно-правовая и технологическая база, нарабатываемая в ходе реализации федеральных и региональных целевых программ и национальных проектов.

Анализ состояния и имеющихся проблем ТКС Ненецкого АО в настоящий момент

В силу этих обстоятельств в настоящее время в Ненецком автономном округе (НАО) сложились благоприятные внутренние и внешние условия для качественного решения многих застарелых социальных и, возможно, экономических проблем за счёт реализации возможностей, предоставляемых развитием ТКС, в том числе сети Интернет в округе.

С начала двухтысячных годов произведены внушительные вложения региональных и федеральных средств, средств частных инвесторов в развитие и укрепление материально-технической базы ТКС НАО (связь, мобильная связь, Интернет). Развитие ТКС вызвано как внутренними экономическими и социальными потребностями округа, так и необходимостью реализации соответствующих федеральных комплексных целевых программ (ФКЦП) и нацпроектов на территории НАО.

По информации из газеты «Няръяна вындер», на текущий год размер субсидий из бюджета округа составляет 52,9 миллиона рублей. Количество абонентов по сельским населенным пунктам составляет около пяти тысяч человек. С помощью простых арифметических действий несложно посчитать, что бюджет округа тратит на одного сельского абонента более 500 рублей в месяц, или свыше шести тысяч рублей в год. И это только на сотовую связь.

К сожалению, произведённые ранее вложения и вложения средств, проводимые в настоящее время можно оценить, как недостаточно эффективные. По моему мнению, это связано с некоторыми субъективными причинами:

Во-первых, с отсутствием чёткого понимания у властей НАО (региональных и муниципальных ветвей) возможности эффективного комплексного использования созданного потенциала ТКС и направлений его использования и развития на ближайшее будущее и более отдалённую перспективу;

Во-вторых, с отсутствием достаточного массового количества потенциальных пользователей, обладающих необходимой квалификацией и минимальным набором навыков для использования в личных целях имеющихся технических и организационных возможностей ТКС;

В-третьих, с отсутствием достаточного числа квалифицированных специалистов в сервисной сфере в сельских населённых пунктах. Здесь подразумеваются специалисты, обладающие уровнем квалификации для использования компьютерной и сервисной (сетевой) техники, более глубоким, чем у рядовых пользователей компьютеров и Интернета. Это создаёт подчас непреодолимые трудности рядовым пользователям на селе. Такие, например, как:

- настройка компьютера и периферийных устройств (принтеры, роутеры и др. гаджеты);

- «скачивание» и установка необходимого программного обеспечения;

- настройки сетевого оборудования, обеспечивающего доступ в Интернет, которые необходимо производить после неизбежных сбоев оборудования, часто возникающих в результате неустойчивого и некачественного электрообеспечения сельских населённых пунктов. Причём, это относится и к оборудованию, обеспечивающему доступ к Интернету, как для всего населённого пункта, так и для отдельных пользователей сети в самом населённом пункте.

Этому есть следующее объяснение. Необходимость развития ТКС округа для властей округа идёт бессистемно, что называется, «естественным образом». Власть занимается отдельными аспектами развития ТКС исключительно исходя из требований, не зависящих от неё объективных факторов, которые можно условно разделить на следующие группы:

1 группа объективных факторов. Естественное развитие и появление в округе новых технических возможностей, которые появляются за счёт инициативы частных инвесторов и внедрения их в повседневную жизнь жителей округа с целью получения прибыли. Например, появление и развитие в округе мобильной связи, появление провайдеров сети Интернет, продажа средств мобильной связи, компьютерной и периферийной техники, сетевого оборудования, специалистов по предпродажной подготовке и техническому обслуживанию этой техники и оборудования, развитие он-лайн сервисов в банковской сфере, создание и поддержка сайтов и т.п.

2 группа объективных факторов. Потребности населения в появлении новых товаров и услуг в сфере ТКС, возникающих из требований времени и новых технических возможностей, указанных в первой группе. Готовность населения оплачивать эти товары и услуги и активно их использовать, приобретая необходимые для этого новые навыки и умения. Не стоит сбрасывать со счетов и не решённые потребности населения, доставшиеся всем нам в наследство от прежней жизни. Например, неразвитость или отсутствие доступной, качественной и недорогой проводной телефонной связи, актуальной из-за низкой плотности населения, неразвитой транспортной сети (труднодоступности), и расположения большей части территории округа в экстремальных географических и климатических условиях. Неразвитости по этой же причины доступа к оперативной общественно-политической информации, государственным, муниципальным, образовательным, медицинским, культурным, банковским, правовым и им подобным услугам.

3 группа объективных факторов. Необходимость безусловного и жёсткого исполнения действующего федерального законодательства и ФКЦП в части развития и внедрения достижений ТКС на подведомственной властям территории.

Давление на региональную власть этих групп объективных факторов постоянно возрастает из-за ускорения этих процессов, вызванного  повсеместным переходом на новые Интернет и он-лайн технологии и стандарты всей системы государственного и муниципального управления в РФ и лавинообразное внедрение всевозможных сервисов на основе этих технологий во все сферы жизни – от возможности безналичной оплаты коммунальных платежей через банковские он-лайн сервисы и покупок авиа- и ж/д билетов, до записи на приём в поликлинику, и до вебинарнарной формы дистанционного обучения и получения оплачиваемой работы на дому. И это не считая настоящего прорыва в возможностях личного общения посредством Интернета с возможностями электронной почты, недорогой и доступной голосовой, в том числе IP-телефонии, и видеосвязи, общения в социальных сетях в не зависимости от места физического нахождения респондентов.

В округе возникла отчасти парадоксальная ситуация:

С одной стороны - преимущества. Не смотря на отсутствие чёткого понимания у властей возможности эффективного комплексного использования созданного потенциала ТКС и направлений его использования и развития на ближайшее будущее и более отдалённую перспективу и, как следствие этого, достаточно спонтанного решения вопросов развития ТКС, в НАО практически повсеместно созданы очень неплохие технические и организационные возможности эксплуатации и дальнейшего  развития ТКС. Доступность и качество сети Интернет, количество современных и качественных гаджетов, использующих мировую паутину, по многим параметрам превосходит возможности многих достаточно благополучных и «продвинутых» в этой части субъектов РФ и даже зарубежных стран.

С другой стороны. Эти преимущества сильно нивелируются следующими негативными факторами:

- низким качеством исполнения наладки и сервисного обслуживания сетевого и коммуникационного оборудования из-за отсутствия достаточного количества квалифицированных специалистов-техников и специалистов по программному обеспечению ТКС;

- плохим качеством электрообеспечения практически всех сельских поселений. Это относится как к хроническому недостатку мощности генераторов, так и к низкому качеству вырабатываемой ими электроэнергии, к которому так чувствительно оборудование ТКС. Низкое качество электроэнергии наряду с частыми и периодическими скачками мощности и отключениями электроэнергии постоянно приводят к сбоям настроек оборудования ТКС и к его преждевременной порче. Здесь уместна аналогия с дорогими и мощными автомобилями, которые при отсутствии хороших дорог, качественного топлива и инфраструктуры остаются лишь дорогими и скоропортящимися, а потому бессмысленными игрушками;

- низким уровнем подготовки подавляющей части потенциальных пользователей  возможностей ТКС – жителей округа, для которых, собственно все эти технические и организационные возможности ТКС созданы и продолжают с огромной скоростью развиваться.

Причём парадоксальность этой ситуации продолжает возрастать. Вызвано это тем, что разрыв между появляющимися и стремительно входящими в повседневную жизнь технологиями ТКС, радикальными изменениями привычных за десятилетия алгоритмов поведения и решения различных повседневных вопросов и проблем, типа взаимодействия с властью и её органами через МФЦ и порталы гос- и муниципальных услуг, оплаты коммунальных платежей, доступа к любым теле- и радиоканалам, оплаты покупок и услуг, билетов на транспорт и т.п., упираются  не в недоступность гаджетов и доступа к Интернету, а в отсутствие необходимых навыков и умений ими пользоваться у большого числа жителей округа.

Если в городах и крупных поселениях получение и приобретение таких навыков хорошо идёт «естественным путём» в темпе, или, даже, с некоторым опережением развития сервисов и возможностей ТКС, что подтверждается на примере Нарьян-Мара, Искателей, близлежащих и хорошо связанных с городом Тельвиски и Красного, то во всём остальном округе этот процесс катастрофически отстаёт. Это объясняется естественными причинами: низкой плотностью населения, низким, по сравнению с городскими поселениями, общим уровнем образования, эрудиции и технической подготовки потенциальных пользователей. И именно эта проблема уже имеет острый характер, и без принятия срочных и целенаправленных усилий региональной власти будет обостряться.

Исторически в НАО процесс развития ТКС прошёл два этапа и сейчас переживает третий этап

Первый этап условно включает в себя весь период времени до конца 90-х годов прошлого века и начала 2000-х годов этого века. В этот период развитие сети связи, в том числе и в первую очередь телефонной (преимущественно проводной), спутниковой, радиосвязи, покрытие устойчивой зоной приёма радио- и телевещания, внедрение компьютеров, развитие внутренних компьютерных сетей внутри организаций, развитие и организация сети Интернет шло параллельно и «естественным» образом исходя из внутренних потребностей предприятий и организаций, отдельных граждан, спроса и предложения на рынке. Доступ в Интернет осуществлялся либо по проводным линиям, либо через спутниковые каналы, отличался низкой скоростью и отвратительным качеством. Рынок услуг связи оставался монопольным и использовал технологическое наследство СССР и мощности предприятий - правоприемников советского периода на рынке этих услуг. Из-за несовершенства и дороговизны материальной базы в тот период, скудного окружного бюджета и бедности населения так и не удалось решить вопросы устойчивого обеспечения телефонной связью всех населённых пунктов округа. Именно в силу этой причины в округе так широко и не прижилась факсимильная связь.

Второй этап начался на рубеже веков и продолжался до начала 10-х годов этого века. Для НАО это связанно с началом активного промышленного освоения нефтяных богатств округа. Благодаря этому в бюджете появились достаточные средства для начала решения застарелых социальных проблем округа. Вместе с ростом доходов населения выросла и его покупательная способность. Помимо возросших финансовых возможностей учреждений органов власти, бюджетных и коммерческих предприятий, обычные люди, уже вкусившие полезность и нужность компьютеров, доступа к возможностям Интернета, мобильной связи, стали активными стимуляторами массового появления в НАО новых технических средств компьютерной, оргтехники, средств связи. Аналогичный процесс происходил и в структурах государственной и муниципальной власти. Процесс подхлестнули муниципальная реформа (появлением Заполярного района) и перевод части государственных функций на он-лайн технологии. Например, работа РКЦ, налоговых органов. Возрос документооборот в электронной форме. Свои ТКС  начали интенсивно развивать недропользователи. Поэтому в НАО резко возрос спрос на улучшение качества связи и на расширение зоны её устойчивого покрытия. В этот период в округе появилась мобильная связь, так как после повсеместного перехода на стандарт GSM и передачу государством части военных частот в гражданское пользование, операторам «большой тройки» стало рентабельно развитие мобильной связи и в таком не благоприятном для них регионе, как НАО.

Первоначально рентабельным оказалось развитие мобильной сети в Нарьян-Маре и пос. Искателей, в вахтовых поселках недропользователей. Сельские поселения долгое время оставались вне охвата зон действия мобильных сетей за исключением поселений, непосредственно прилегающих к городу и крупным вахтовым поселкам недропользователей. На этом этапе у мобильных операторов возникли две технологические трудности, тормозящие расширение номерной базы и снижающие качество самой связи. Выход на пользователей за пределами НАО и использование мобильных сервисов операторов осуществлялись исключительно по спутниковым каналам, пропускная способность которых была за несколько лет практически полностью исчерпана, так как никто не предвидел и не планировал такой резкий скачок объемов трафика передаваемой информации. По этой же причине, несмотря на увеличение числа пользователей сети Интернет, его качество оставалось отвратительным - с низкой скоростью и малой устойчивостью.

Появление достаточных объемов окружных бюджетных средств с начала 2000-х позволило округу вплотную заняться застарелой проблемой обеспечения сел, особенно отдаленных, устойчивой телефонной связью. Было принято единственно возможное в тех условиях решение о создании региональной Ненецкой компании электросвязи (НКЭС), которая должна была комплексно решить и проблему телефонной связи, и развития сети Интернет, и покрытие округа вещательной сетью для трансляции окружных каналов ТВ и радио. НКЭС пришлось столкнутся с необходимостью технической «стыковки» разных типов оборудования в разных населенных пунктах, закупленных ранее без единого плана и имеющих, зачастую, разные несогласуемые напрямую технические параметры. Тем не менее, ко второй половине 2000-х НКЭС с задачей покрытия всей территории устойчивой телефонной связью справилась. Более того, НКЭС удалось увеличить номерной фонд проводной телефонной связи и в Нарьян-Маре, и в пос. Искателей, а так же стать вторым после «Артелекома», долгое время остававшегося монополистом, интернет-провайдером в городе и Искателях. Причем предоставляющим более качественный доступ в Интернет, в том числе через беспроводные Wi-Fi сети.

На этом же этапе фактором существенного ускорения развития ТКС в НАО стало принятие и энергичное начало реализации на федеральном уровне ФЦП и принятие ряда федеральных законов и указов Президента РФ, направленных на разработку и переход к электронному документообороту органов власти РФ, развитие он-лайн сервисов гос- и муниципальных услуг, информированию населения о деятельности органов власти через их официальные сайты, электронной форме торгов и закупок для гос- и муниципальных нужд, переходу на цифровые стандарты вещания телевидения и радио, внедрение интернет-сервисов в сфере образования и медицины. В НАО был успешно реализован нацпроект «Интернетизация школ». В рамках этого проекта за счет федерального финансирования практически во всех населенных пунктах округа были доставлены, смонтированы и запущены комплекты спутникового оборудования для обеспечения широкополосного доступа в Интернет.

Завершением второго этапа можно считать принятие решения и выделение средств на прокладку волоконно-оптической линии связи (ВОЛС), прокладку ВОЛС  и его запуск в эксплуатацию.

Третий этап начался после запуска ВОЛС в эксплуатацию в конце 2011 года. Прежде всего, это позволило мобильным операторам улучшить качество связи и начать расширение сети покрытия мобильной связи сельских поселений и прилегающих к ним территорий. Можно предположить, что в обозримой перспективе мобильная связь будет доступна не только во всех населенных пунктах округа, но и на большей части ее территории.

Запуск ВОЛС также позволил органам власти НАО начать полноценное исполнение требований ФЦП и действующего законодательства по указанным выше направлениям. ВОЛС расширил возможности и в других сферах жизни, в которых активно используются и внедряются всевозможные он-лайн и IT-сервисы.

В тоже время, после запуска ВОЛС и увеличение количества сервисов, которое стало возможным с его запуском, выявился ряд уязвимостей. Обрыв ВОЛСа в ноябре 2013 года привел НАО к коммуникационному коллапсу, который был бы полным и всеобъемлющим, если бы достаточное количество государственных структур, банков не имели резервных спутниковых каналов доступа в Интернет. В полном объеме последствия той аварии не восстановлены до сих пор. К тому же выяснилось, что даже гигантской пропускной способности одного ВОЛСа для округа уже становится недостаточно. Две эти проблемы говорят о необходимости скорейшего принятия решения о прокладке второй ВОЛС и ужесточении требований по надежности и физической защищенности таких линий, а так же развитии и поддержании в работоспособном состоянии резервных аппаратных средств, обеспечивающих широкополосный доступ в Интернет через спутниковые каналы связи.

Цели и задачи руководства округа в сфере развития телекоммуникаций региона

Резюмируя сказанное выше, можно определить цель руководства НАО в сфере развития телекоммуникаций следующим образом:

«Дальнейшее развитие и поддержание ТКС НАО на самом высоком и передовом техническом уровне на ближайшие годы для достижения преимуществ в сфере внедрения и использования возможностей сети Интернет для развития и широкого использования он-лайн и IT-сервисов во всех сферах жизни:

- В государственном и муниципальном управлении, а также в сфере оказания государственных и муниципальных услуг;

- В связи;

- В средствах массовой информации;

- В развитии сети банковских услуг для населения и субъектов хозяйственной деятельности;

В социальной сфере, в том числе: 

- В здравоохранении;

- В образовании и в сфере повышения квалификации;

- В культуре;

- В обеспечении занятости (создание новых рабочих мест и стимулирование самозанятости населения) и в подготовке и переподготовке специалистов, а также в развитии малого и среднего бизнеса;

- В развитии сети дистанционных консультативных услуг специалистов для населения (юридические и правовые), а также в повышении возможностей личного приема граждан в форме видео-конференции.

Достижение указанной цели возможно путем реализации двух основных задач:

Во-первых, повышение эффективности использования уже имеющейся материальной базы ТКС и заблаговременное планирование эффективности использования при расширении и модернизации этой базы путем устранения субъективных и объективных причин и факторов, указанных в разделе «Анализ состояния и имеющихся проблем ТКС НАО в настоящий момент».

Во-вторых, разработка, принятие и реализация Комплексной целевой программы НАО «Перспективы развития региональной ТКС  и комплексного использования ее возможностей для развития он-лайн и IT-сервисов с использованием сети Интернет в НАО» (КЦП НАО «Интернет»).

Самостоятельные задачи в рамках первой основной задачи

Электрообеспечение и специалисты по наладке

Из изложенного выше, а так же из смысла цели,  следует, что две основные задачи делятся на ряд взаимосвязанных и поэтапно реализуемых самостоятельных задач. Очевидно, что для устойчивой и бесперебойной работы ТКС в округе, прежде всего, следует решить задачу бесперебойного и устойчивого электрообеспечения сельских населенных пунктов электроэнергией высокого качества. Эта задача может быть решена лишь в рамках отдельной комплексной целевой окружной программы по энергообеспечению населенных пунктов НАО.

Следует также иметь в виду, что наращивание генерирующих мощностей, которые смогут «на вырост» решить проблемы электроснабжения на селе, и улучшение качества электроэнергии, скорее всего, потребуют применения принципиально новых генерирующих мощностей и использования иных, в том числе альтернативных источников энергии (например, ветрогенераторы). Это, безусловно, может привести к высвобождению большого количества рабочих мест самой массовой и уважаемой мужской профессии на селе – кочегаров. Возможно не все из них, но какая-то часть вполне сможет пройти переподготовку для обслуживания новых генерирующих мощностей или восполнить дефицит специалистов по техническому обслуживанию и наладке аппаратных средств ТКС на селе. В любом случае, проблемой достаточного количества таких специалистов на местах необходимо озаботиться, так же как и обеспечением сел другими специалистами, поддерживающих их жизнеобеспечение электричеством, теплом, водой, транспортом.

Стоимость услуг

Не стоит забывать и о стоимости услуг за использование ТКС, так как она будет существенно влиять на востребованность этих услуг населением и субъектами хозяйственной деятельности. Возможно, этот вопрос стоит вынести в качестве самостоятельной задачи. Тем более, что этот вопрос в качестве самостоятельной задачи поставлен на федеральном уровне. На этом был сделан акцент на указанном выше заседании Правительства РФ 26.02.2015 года.

Обучение пользователей и помощь в доступе к дистанционным сервисам

Отдельной и очень важной самостоятельной задачей в реализации первой основной задачи является программа обучения и консультирования потенциальных пользователей он-лайн и IT-сервисов, будем называть их далее «Дистанционными услугами» (ДУ), которыми можно пользоваться через Интернет. Возможно это так же потребует принятия самостоятельной окружной или муниципальной (в рамках ЗР) целевой программы, учитывающей возрастные особенности и возрастные потребности в ДУ  потенциальных пользователей по их объему и необходимому набору (перечню).

Очевидно, что в разных возрастных группах эти потребности будут существенно различаться как по набору, так и по объему, достигая максимума для возрастной группы 30-60 лет и снижаясь для более молодой и более старшей групп. Очевидно так же, что для старшей возрастной группы (старше 60 лет), такое обучение, возможно, будет просто мало эффективным, учитывая возрастные сложности в обучении, памяти, быстроте реагирования, психологического барьера перед сложной, дорогой и малопонятной техникой и еще менее понятными манипуляциями по ее использованию. Скорее всего, проще будет подготовить специалистов для социальных служб, способных помогать пользоваться такими услугами (по аналогии с покупкой продуктов или уборкой дома) или оказывать консультативные услуги на дому или дистанционно. Кстати, это может отчасти способствовать созданию новых рабочих мест и привлекать на работу в социальные службы молодежь, испытывающую проблемы с занятостью. По этому пути пошло большинство банков и Центров оказания госуслуг населению, которые содержат штат консультантов, помогающих клиентам пользоваться терминальными устройствами и банкоматами. И это придется делать обязательно, так как все дальнейшее усовершенствование по оказанию услуг в социальной сфере все больше будет перемещаться в «виртуальную» (дистанционную) сферу.

Базовым учебным заведением по подготовке таких специалистов, в том числе и по вебинарной форме обучения может стать Социально-гуманитарный колледж. Вебинарная форма обучения позволит готовить таких специалистов на селе без отрыва от дома и необходимости их переезда на время обучения в город.

Можно активизировать такую работу через социально-ориентированные НКО на грантовой основе. Так же возможно использование волонтеров-общественников в рамках реализации, например, партийных проектов НРО партии «Единая Россия». Использование для целей оказания такой помощи НКО и волонтеров-общественников возможно на первом этапе. Это снимет остроту ситуации и позволит наработать формы работы и накопить статистику по потребностям населения и особенностям такой работы.

Самостоятельные задачи в рамках второй основной задачи

КЦП НАО «Интернет» необходимо разрабатывать в тесном взаимодействии со всеми действующими и потенциальными арендаторами каналов связи скоростного Интернета на действующей и планируемой к прокладке второй ВОЛС с учетом перспектив исполнения ФЦП и действующего законодательства в указанной сфере (ФЦП ДЗ). Это требование очевидно. Фактическое исчерпание пропускной способности первой ВОЛС всего за три года (2011-2014гг) показало, что специального прогноза по использованию ВОЛС, скорее всего, сделано не было. Руководство округа ориентировалось, прежде всего, на собственные потребности и необходимость обеспечить технические возможности для себя по реализации ФЦП ДЗ. Было понятно, что новыми возможностями обязательно воспользуются мобильные операторы в силу указанных выше причин. Скорее всего, к ним присоединятся банки и связисты, в том числе Почта РФ.

Поэтому первая ВОЛС была попыткой в пожарном порядке подтянуть технические возможности под реалии и требования времени. О перспективном развитии никто особо не думал.  Следует учесть, что бОльшую часть стоимости проекта по прокладке ВОЛС составляет не стоимость самого кабеля и иных аппаратных средств и стоимость их монтажа и настройки, а стоимость прокладки самого кабеля в экстремальных геоклиматических условиях. Поэтому очевидно, что прокладка кабеля бОльшего сечения или кабеля с большей пропускной способностью (вариант двух параллельных кабелей), стоимость проекта существенно не увеличила бы. Поэтому при строительстве второй очереди ВОЛС ОБЯЗАТЕЛЬНО следует учитывать этот фактор. Возможно, лучшим вариантом будет одновременная прокладка двух кабелей в одной линии, что называется «на вырост» и для повышения надежности этого важнейшего канала связи округа с остальной страной и миром.

Перспективы использования имеющихся и создаваемых ресурсов ТКС НАО

Ниже приведены пояснения и предложения по перспективному использованию уже имеющихся ресурсов ТКС НАО, и которые будет необходимо учесть в обязательном порядке при планировании наращивания и модернизации этих ресурсов в рамках КЦП НАО «Интернет».

В государственном и муниципальном управлении, а также в сфере оказания государственных и муниципальных услуг

Это направление, прежде всего, требует тщательного и комплексного анализа всех ФЦП ДЗ, четкого понимания достигнутого (уже исполненного) и того, что еще нужно сделать.

В связи

Очевидно, что весь прогресс в этой части будет возможен только при активном участии операторов связи, как мобильных, так и проводных. КЦП НАО «Интернет» должна закладывать возможности использования скорости передачи от 4G и выше, а так же увеличение объема трафика в связи с почти полным переходом мобильных операторов в ближайшем будущем на ориентацию пользователей использующих преимущественно смартфоны, основной объем используемого трафика которыми уже не ограничен одной лишь голосовой связью.

В идеале перед мобильными операторами должна быть поставлена задача обеспечения устойчивой мобильной связью не только ВСЕХ поселений округа, но «перекрытие» зоной устойчивой мобильной связи ВСЕЙ территории НАО или, как вариант, на первом этапе, большей ее части.  По информации из газеты «Няръяна вындер»,  более уже 95% жителей НАО имеют возможность пользоваться мобильной связью наравне с жителями крупных городов.

Эта задача может быть реализована только в рамках частно-государственного партнерства с привлечением для реализации этой задачи ресурсов и возможностей не только операторов связи, государства в лице НАО и, возможно, привлечение федеральных средств, но и с обязательным привлечением недропользователей, так как в настоящее время их информационная и ТКС сеть фактически является внутриведомственной.

Перекрытие всей или большей части территории округа зоной устойчивой мобильной связи (ЗУМС) создаст дополнительные удобства для деятельности как самих недропользователей, так и для жителей округа, которые в любом месте территории НАО смогут впервые и реально получать возможность использования в полном объеме всех ДУ и он-лайн услуг, о которых говорилось выше.

Помимо этого, ЗУМС может в корне изменить качество, оперативность и эффективность деятельности МЧС, правоохранительных органов, качество контроля за окружающей средой, качество медицины. Позвать на помощь, сообщить о ЧС в этом случае можно будет в режиме реального времени и из любого места, координаты которого в случае необходимости можно определить средствами мобильных операторов, даже в ситуации, когда сообщающий не может назвать точного места своего нахождения, что дает неоценимое преимущество во времени для реагирования уполномоченных структур.

ЗУМС даст великолепное инфраструктурное преимущество округу для потенциальных инвесторов и для привлечения бизнеса в НАО, в том числе и для развития туризма. Здесь не стоит забывать и про оленеводов, и про геологоразведку, и про рыбную ловлю, и про торговлю.

В средствах массовой информации

Существующая ТКС НАО и особенно реализация ЗУМС, в принципе, позволяют полностью решить проблему информирования населения, возможности доступа в любом месте округа для неограниченного количества пользователей доступа к неограниченному количеству радио- и телеканалов в цифровом качестве. В первую очередь к региональных каналам.

Тоже самое относится и к печатным СМИ округа. Учитывая всеобщий отказ от чисто печатных СМИ на бумажных носителях, это будет общим трендом. В принципе, в НАО уже сейчас можно отказаться от распространения официальных печатных СМИ на бумажных носителях, так как с новыми выпусками «НВ» и «ВН» можно знакомиться в режиме реального времени на их сайтах сразу после их выхода в свет, точнее, после подписания номера в печать. «НВ» плюс к этому уже имеет достаточно большое количество подписчиков, которые получают очередные номера рассылкой по электронной почте в формате PDF, в виде графической копии номера, идентичной печатному варианту, который при необходимости можно распечатать самому. Можно также воспользоваться сервисом газеты и скачав соответствующее приложение знакомиться с ее информацией на мобильных гаджетах (планшеты, смартфоны – далее МГ). Стоимость МГ стремительно падает, а пользование ими упрощается. Уже сейчас они доступны для большей части населения, в том числе и в НАО. Необходимость выпуска печатных СМИ на бумажных носителях диктуется двумя обстоятельствами:

Во-первых, требованиями Конституции РФ и действующего законодательства об обязательном официальном опубликовании НПА на бумажных носителях;

Во-вторых, естественным консерватизмом части населения, преимущественно его пожилой части, которая предпочитает привычный формат газеты на бумажном носителе и чисто психологически боится или испытывает неудобства от использования МГ. Неудобства эти постепенно компенсируются тем, что все современные телевизоры имеют очень хорошее разрешение и систему беспроводного сопряжения с любыми МГ. При этом следует учитывать, что эта часть населения уходит из жизни в силу естественных возрастных причин. Большая часть населения в возрасте до 60 лет уже выросла в эпоху всеобщей компьютеризации, Интернета и МГ, поэтому имеет соответствующие навыки и привычку находить информацию и знакомиться с ней, не используя бумажные носители. Как сделать такой переход, небольшая, но самостоятельная тема. Она не требует ощутимых вложений или каких-то сложных технических решений, и находится, скорее, в организационной и общественной сфере.

В развитии сети банковских услуг для населения и субъектов хозяйственной деятельности

Острой проблемой, поставленной уже достаточно давно Президентом РФ, и не решенной в округе до сих пор, является полноценное обеспечение банковскими услугами всего населения России. В НАО, соответственно, всех жителей округа. В НАО эта задача до последнего времени была трудно разрешимой в силу малочисленности населения, отсутствия нормальной, доступной и недорогой транспортной инфраструктуры и коммерческого характера банковской сферы. Банки не могут и не обязаны делать нерентабельные вложения. А для создания полноценных отделений необходимы ощутимые затраты для обеспечения всех обязательных требований, установленных законодательством, для банковских помещений (камень, кирпич, бетон в конструкции), средств связи, обеспечения сохранности наличных денежных средств (охранная сигнализация с выходом на вневедомственную охрану или в полицию), обеспечения безопасности сотрудников и оборудования.

Развитие Интернета и увеличение числа пользователей мобильной связи способствовало бурному развитию банковских он-лайн сервисов и резкому увеличению безналичного оборота денежных средств для пользователей банковских карт. Бурно развились всевозможные платежные системы, посредством которых без использования банковских карт также возможны всевозможные он-лайн сервисы, связанные с оплатой товаров и услуг. В условия наличия устойчивого и качественного доступа в Интернет и к услугам мобильной связи, большинство банковских услуг, за исключением получения крупных сумм наличных денег и внесения денежных средств на банковские счета и на электронные кошельки, становятся доступными в любом месте, где есть указанные условия. Создание такого оперативного пункта обслуживания, скорее всего, не вызовет необходимости крупных вложений со стороны банков. По крайней мере, совместно с представителями банков можно найти компромиссное решение.

Определенной проблемой для таких экстремальных территорий является обеспечение населения наличными денежными средствами. В первую очередь, работников бюджетной сферы. В этой части у меня нет информации о текущем состоянии дел. Пишу по опыту на период моей работы в Администрации Заполярного района, и с моими интуитивными поправками на текущие обстоятельства.  В настоящее время в бюджетной сфере наблюдается переход к безналичной форме перевода заработных плат на зарплатные банковские карты. В силу указанных трудностей с обналичиванием денежных средств в сельских поселениях, вопрос с доставкой и инкассацией выручки у коммерческих предприятий остается актуальным. Во многом это создает благоприятные условия для незаконной предпринимательской деятельности и сокрытия части доходов предпринимательскими структурами от налогообложения, прежде всего в сфере торговли. Свободно себя чувствуют и торговцы паленой водкой и самогоном, браконьеры. Что создает определенные финансовые и социальные проблемы.

Развитие ТКС НАО уже в настоящее время, а с учетом перспектив ее развития в ближайшей перспективе, может помочь в решении этих проблем. В конце 90-х годов губернатор Чукотского АО сумел ввести на территории округа безналичную систему денежного оборота. Сделано это было еще в условиях отсутствия повсеместного развития Интернета и мобильной связи, но дало существенную экономию бюджетных средств из-за уменьшения расходов на доставку наличных, повысило фискальный контроль и собираемость налогов, резко сократило торговлю нелегальным алкоголем, улучшило здоровье населения.

НАО может перейти на преимущественно безналичную систему денежного обращения. Стоимость аппаратных средств для организации безналичной оплаты товаров и услуг, так же, как и стоимость МГ, сокращается. Так же, как и стоимость подключения к соответствующим банковским операционным сервисам. Это бы сократило расходы на доставку наличности, время на ее доставку и повысило безопасность этой процедуры. Также это резко повысило бы фискальную прозрачность всей предпринимательской, в первую очередь, торговой деятельности, и улучшило бы собираемость налогов, создало бы существенные трудности всей нелегальной торговле и предпринимательству. Но существенной проблемой такого перехода является субъективный фактор. А именно то обстоятельство, что большая часть фактических заработков местного населения на селе находится «в тени». И такой полезный со всех точек зрения переход может быть осуществлен ТОЛЬКО В КОМПЛЕКСЕ с другими мероприятиями по решению социальных вопросов села.

В НАО уже имеется опыт создания и использования «социальных карт». С учетом развития ТКС количество сервисов, оказываемых с их применением можно расширить. Появляется возможность сделать все монетарные льготы, дотации, субсидии по настоящему целевыми и прозрачными, не требующими дополнительных форм отчетов за их исполнением. Это отдельная тема, требующая самостоятельного раскрытия и обсуждения.

В социальной сфере: 

В здравоохранении

Как указано выше, прежде всего это телемедицина. Проблема остроактуальная с учетом курса руководства страны на сокращение койко-мест в лечебных учреждениях, на сокращение количества медпесонала, закрытие «малоэффективных» больниц, на усиление обеспечения ЛПУ технической, прежде всего, высокотехнологической материально-технической базой и оборудованием.

Развитие ТКС, а также дополнение ее возможностей наличием в ФАПах и сельских больницах компактного контрольно-измерительного оборудования, которое может сбрасывать в режиме он-лайн результаты измерений и анализов в вышестоящие медучреждения, имеющие в шьаье специалистов необходимой квалификации для выдачи заключений и передаче их на места, позволит повысить оперативность и качество оказываемой медпомощи селянам. Это можно обсуждать со специалистами в рамках отдельных проектов или программ.

Отдельным и вполне реализуемым уже сейчас являются возможности электронной записи к врачам в поликлинику ЗР или в окружную больницу через Интернет из своих поселений, а так же унификация программного обеспечения и создание внутренней интернет-сети всех лечебных учреждений округа для доступа к электронным медицинским картам пациентов и их ведению, унификации форм отчетности, заявок расходных средств и оборудования, оформления больничных листов и т.п. Возможно, это уже можно делать в рамках проекта телемедицина. (Это тоже необходимо обсудить со специалистами из здравоохранения).

В образовании и в сфере повышения квалификации

Существенным минусом НАО, как субъекта РФ, является отсутствие высших учебных заведений. Также недостаточное развитие имеет сеть средних специальных образовательных учебных заведений и учебных заведений профессионального обучения.

Проблемой является и среднее образование на селе, где большинство школ относятся к категории малокомплектных. Отсутствие учебной базы в широком смысле (помещения, оборудование, преподавательский состав) создают сложности для послевузовской переподготовки, для повышения квалификации работников на предприятиях округа и, прежде всего, для государственных и муниципальных служащих. Так же  существуют проблемы с переобучением и получением новых специальностей для временно неработающих жителей округа. При этом, регулярное повышение квалификации является обязательным и установленным законом требованием к некоторым категориям работников системы государственного управления и бюджетной сферы. Например, к государственным и муниципальным служащим, педагогам, медицинским работникам. Это налагает на бюджет округа дополнительную нагрузку, так как в большинстве случаев для этого приходится нести большие затраты не только на оплату самого обучения, но и на транспорт (как правило, авиатранспорт) и на проживание по месту обучения. Все это создает огромные неудобства, как для бюджета, так и для самих обучающихся.

При надлежащем развитии ТКС НАО эти проблемы могут быть во многом сняты благодаря уже существующим на рынке образования и профессионального обучения предложениям форм дистанционного (заочного) и, в первую очередь, вебинарного обучения (*).

(*) - Вебинар

Вебинар (онлайн-семинар, веб-конференция, webinar) – это разновидность онлайн семинара, проведение онлайн-встречи или презентации через сеть Интернет в режиме реального времени. В ходе проведения вебинара каждый участник находится у своего ПК, а связь между участниками осуществляется через интернет с помощью загружаемого и инсталлированного приложения, либо через веб-приложение. В случае с веб-приложением, для подключения к семинару нужно ввести адрес сайта в браузере.

Вебинары бывают совместными и включают в себя сеансы голосований и опросов, что обеспечивает взаимодействие между ведущим и аудиторией. В отдельных случаях ведущий может вести связь по телефону, комментируя информацию, которая отображается на экране, а слушатели могут ему отвечать по громкой связи. Так же на рынке востребованы технологии, в которых реализована поддержка VoIP-аудиотехнологий, которые обеспечивают полноценную аудиозапись через интернет. Вебинары могут быть анонимными, благодаря чему участники конференции могут не догадываться о присутствии друг друга.

В первые годы появления Интернета, термин «веб-конференция» закрепился за форумом или доской объявлений. Лишь позднее термин получил значение общения между участниками в режиме реального времени. Сейчас вебинары активно используются в рамках системы дистанционного обучения и всевозможных тренингов.

Опции

 

В настоящее время рядом ведущих ВУЗов страны методики вебинарного обучения легализованы, услуги по обучению сертифицированы и лицензированы, выпускники получают официальные документы об образовании, повышении квалификации или ее приобретении. Наиболее ярким примером такого многопрофильного центра подготовки, переподготовки и повышения квалификации является Учебный центр «Специалист» при МВТУ им. Баумана (Москва). Несомненным преимуществом такой формы обучения является возможность получения знаний и навыков без физического присутствия слушателя на месте обучения. Проходить обучение можно в офисе, дома, в любом месте, где есть соответствующий по быстродействию и качеству Интернет и компьютер или любой МГ с веб-камерой, микрофоном и системой звуковоспроизведения. При этом в качестве резервной связи желательно также наличие устойчивой мобильной связи. Занятия проходят в реальном времени и в реальном общении с преподавателем и другими участниками вебинара. Многие вебинары предоставляют дополнительную опцию по многократному просмотру занятий.

В случае бюджетного финансирования таких форм обучения представляется целесообразным проводить такое обучение в одном хорошо приспособленном и оборудованном для этого месте. Что снимет субъективные технические проблемы с обучающихся и позволит вести текущий контроль за участием в обучении со стороны, финансирующей обучение. Возможно, в будущем будет целесообразно создание единого (или нескольких) специализированных центров вебинарного обучения. Это предложение требует дополнительного сбора информации по другим ВУЗам и иным образовательным учреждениям подобного типа, обсуждения и проработки со специалистами.

Поистине революционные возможности развития ТКС и вебираной формы обучения (ВФО) открывают в области среднего образования на селе. ТКС и ВФО в принципе позволяют сохранить малокомплектные школы и отказаться от обучения детей в интернатах. Бесспорным и общепризнанным отрицательным последствием реформы среднего образования является повсеместное закрытие малокомплектных школ. Прежде всего, в сельской местности и в труднодоступных местностях. К этой категории относятся практически все сельские школы НАО. Это мотивируется инициаторами реформы неоправданно высокими расходами на их содержание, не подкрепленными достаточно высоким уровнем качества получаемых знаний из-за недостаточного количества педагогов разных специальностей и вынужденного совместного обучения детей разного возраста. При относительно небольших вложениях появляется возможность через ВФО обучать детей со сверстниками и у лучших педагогов округа или, как минимум, у профильных педагогов-специалистов (химия, математика, история, русский и литература и т.д.), которых так не хватает в малокомлектных школах НАО.

Помимо этого, закрытие малокомплектных сельских школ имеет крайне негативные социальные последствия:

- это вызывает крайнее недовольство и детей, и, в особенности, их родителей. Для населенных пунктов с малой численностью (до 100 человек) закрытие школы для людей означает полную бесперспективность и отсутствие будущего для их поселения и для них лично. Большая часть жителей, имеющих детей школьного возраста, в этом случае принимает решение и покидает свое поселение. Как правило, закрытие школы в таких поселениях является последним рубиконом для населенного пункта. Обычно, после этого из него уезжают остатки молодежи и людей работоспособного возраста и населенный пункт медленно и мучительно умирает;

- теряются или сильно деформируются родственные связи, теряется преемственность воспитания и семейных традиций, уходит взаимопонимание, дети не получают достаточных социальных, трудовых и бытовых навыков по ведению домашнего хозяйства и традиционным видам занятий местного населения. Резко снижается социальная адаптация детей и затрудняется их возращение к первоначальному образу жизни. Особенно остро эта проблема стоит для коренного ненецкого населения НАО;

- находясь в отрыве от родителей и без их контроля и воспитательного воздействия, дети во многих случаях подвергаются повышенному риску дурных влияний и асоциального поведения, могут приобрести негативные привычки и наклонности (курение, пристрастие к алкоголю и наркотикам и т.п.), вплоть до преступных.

Особенно остро стоит этот вопрос для коренного ненецкого населения, для которого проблема вынужденно более длительного по времени отрыва детей от родителей и традиционного образа жизни, имеет катастрофический характер. Эта тема постоянно озвучивается жителями Бугрино и острова Колгуев, пос. Нельмин-Нос перед руководством округа и Заполярного района, руководством образования и НШИ им. Пичкова.

Вебинарная форма обучения позволит обеспечивать нормальный образовательный процесс как для детей с ограниченными возможностями, так и для взрослых. Это поможет решить и вопросы с их занятостью, о чем будет сказано ниже.

Малая численность населения в округе, достаточная бюджетная обеспеченность делает вполне вероятной возможность согласования на федеральном уровне социального эксперимента по изменению принципов организации учебного процесса и опробирования его новой формы  для подобных НАО территорий с учетом новых технологических возможностей. Возможно и в рамках экспериментального пилотного (модельного) проекта в РФ для отработки новых методик для субъектов РФ с близкими природно-климатическими и географическими особенностями.

В культуре

Реорганизация библиотечной сети округа с целью создания единой сети и возможностью дистанционного доступа из любого поселения к библиотечным фондам окружной библиотеки. Работа с детьми и молодежью по обучению поиску и получению доступа к книгам, аудио и видеоресурсам, предоставляющим легальный контент, приобщение детей к чтению.

Как предложение: Для этого в качестве пробного шара можно запустить в рамках НРО «Единая Россия» какого-либо поощряющего к чтению книг в электронном виде проекта. В качестве приза какие-нибудь электронные книжки-читалки или планшеты с набором электронных книг.

(!) я не располагаю информацией о текущем состоянии проекта открытия филиала в округе Президентской библиотеки. Возможны проекты вхождения в программу Национальной электронной библиотеки в Доме Пашкова в Москве. Возможно, в рамках такого взаимодействия возможна оцифровка уникальных региональных печатных фондов (подшивки всех местных газет, журналов, книг и проч. печатной региональной продукции), а также оцифровка оригинальных документов из фондов окружного государственного архива с возможностью организации к ним доступа через сеть Интернет.

(!) - Возможны другие направления использования ТКС в сфере культуры, но я не располагаю достаточной информацией в этой сфере, вопрос требует обсуждения со специалистами.

В обеспечении занятости (создание новых рабочих мест и стимулирование самозанятости населения) и в подготовке и переподготовке специалистов, а также в развитии малого и среднего бизнеса

Подробности возможностей вебинарной формы обучения изложены выше в разделе «В образовании». Наличие развитой ТКС при соответствующей профориентационной работе со стороны службы занятости и целевой финансовой поддержке из бюджета округа позволяет проводить дистанционное профессиональное обучение и детей, и взрослых БЕЗ выезда с места постоянного жительства. Возможно, толчок процессу может дать частная инициатива и частный бизнес. В рамках частно-государственного партнёрства или грантовой округа поддержке профильных НКО этот процесс может развиваться гораздо быстрее и эффективнее.

В настоящее время крайне востребованы специалисты в компьютерах, в программировании, IT-сфере, веб-дизайне и проч. сферах, связанных с компьютерами, сетями, интернетом и интернет-сервисами. В округе ощущается явный недостаток профессиональных и квалифицированных специалистов в этой сфере. Потребность в таких специалистах будет только нарастать. Для их обучения не требуется наличие специальной материально-технической и производственной базы. Наибольшее количество предложений уже упомянутого Учебного центра «Специалист» при МВТУ им. Баумана ориентировано на подготовку специалистов именно в этих сферах.

Как указывалось выше, такие специалисты-консультанты будут нужны в службах соцобеспечения. Со временем, базовым учебным заведением по подготовке таких специалистов, в том числе и по вебинарной форме обучения может стать Социально-гуманитарный колледж.

Помимо этого, специалист, имеющий доступ к качественному  Интернету, хороший компьютер, мобильную связь и банковскую карту может найти себе работу в любой точке мира и России, выполнять ее дома по месту жительства в НАО и получать за это заработную плату! Это может помочь в перспективе решить вопросы трудоустройства большого количества молодежи в качестве самозанятых работников, или работников малого бизнеса и ИП, и создать в округе необходимый кадровый резерв квалифицированных специалистов в этой сфере.

Возможности развитой ТКС могут в корне изменить формы и эффективность поддержки малого и среднего бизнеса в округе, усилить контроль за целевым характером использования средств государственной поддержки.

В развитии сети дистанционных консультативных услуг специалистов для населения (юридические и правовые), а также в повышении возможностей личного приема граждан в форме видео-конференции

Острой проблемой округа является слабая доступность граждан к бесплатной и платной юридической и правовой помощи, возможности попасть на личный прием к должностным лицам. Все адвокаты и юристы, бесплатная юридическая консультация, уполномоченные по правам человека, ребенка, бизнеса, должностные лица находятся либо в Нарьян-Маре, либо в поселке Искателей. Для консультаций и личного приема гражданам необходимо прибыть в эти населенные пункты лично, что бывает затруднительно или невозможно по финансовым соображениям, состоянию здоровья, личным обстоятельствам.

В принципе, уровень платных услуг адвокатов и юристов, хотя высок, но доступен достаточно большой части сельского населения. Основную сложность представляют большие суммы расходов на транспорт и на проживание в городе (вопрос с бюджетной гостиницей так и не решен). Дистанционная форма оказания таких услуг позволила бы резко расширить доступность этого актуально вида услуг. Для этого уже есть все технические возможности, просто эта идея пока не пришла никому в голову. Административный толчок со стороны органов власти вполне может помочь «ускорению» этого процесса, а при необходимости создать необходимое правовое регулирование.

Дистанционный «личный прием» граждан можно делать на базе уже развернутой в округе системы видео-конференц связи, которая используется во время оперативок губернатора для связи с главами сельсоветов. Запуск системы зависит только от политической воли руководства округа и небольшого нормативно-правового урегулирования на уровне округа.

Заключение

Я уже несколько лет живу и работаю за пределами Ненецкого автономного округа. Постепенно новые дела, проблемы и заботы вытесняют всё, что было связано с округом. Я прожил и проработал в НАО около 10 лет. В том числе занимая достаточно высокие должности. Поэтому многие проблемы округа мне хорошо знакомы, разрешением многих из них приходилось заниматься лично, обсуждать и обдумывать их решение с коллегами и друзьями. Очень не хочется, чтобы этот мой личный опыт и идеи по решению проблем округа, которые могут позволить сделать жизнь людей в этом далёком и суровом краю лучше, просто канули в лету. Кто-то из великих сказал: «Идеи правят миром». Эти тезисы написаны в январе-феврале 2015 года. Не скрою, я направил их моему товарищу и другу Игорю Кошину, нынешнему губернатору НАО. Просматривая информацию по округу, я вижу, что что-то из предложенного мной им востребовано, что-то уже реализуется. Но мне бы очень хотелось, чтобы всё происходило быстрее, глубже и эффективнее. Именно поэтому я решил опубликовать эти тезисы для общего доступа. Очень надеюсь, что они будут полезны и специалистам, и предпринимателям, и обычным людям. Всё что изложено в тезисах – возможно уже сейчас! Просто это должно осознать, как можно большее количество людей в НАО, и начать использовать и реализовывать эти идеи и предложения. Я буду счастлив, если эти тезисы помогут сделать жизнь в Ненецком округе лучше, повысить авторитет и известность округа в стране и в мире не только, как нефтегазового, но и высокотехнологически продвинутого региона России.

С уважением,

Борис Дульнев

© Copyright: Борис Дульнев, 2015
Свидетельство о публикации №215070200923

© Борис Дульнев. «Задачи власти по развитию Интернета и IT-сервисов (Универсальных услуг связи и ликвидации «цифрового неравенства») в Ненецком АО» (Тезисы). Все права защищены. Полное издание или цитирование возможно с согласия автора. Частичное цитирование отдельных фрагментов текста возможно с указанием автора и названия произведения и ссылки на страницу произведения на сайте «Поза.РУ»

Форма связи
Код на картинке: