Вместо введения, или почему это пособие размещено на этом сайте.
Этот фрагмент взят из Аннотации к Методическому пособию. Но значение этого пособия гораздо шире. В 2008 году под пристальным вниманием Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе оказались вопросы, связанные с соблюдением прав колхозников. Уполномоченный занимался проверкой информации об этом, опубликованной в средствах массовой информации, содержащейся в жалобах и обращениях колхозников к Уполномоченному. По результатам проверок Уполномоченным подготовлен Спецдоклад (размещен на этом сайте). Его выводы не утешительны! Права колхозников нарушаются в округе практически повсеместно. В ходе проверки, при знакомстве с ответами милиции и прокуратуры на обращения колхозников по факту ущемления их прав и допускаемых руководством колхозов нарушений, явно выявилось полное нежелание этих органов вникать в колхозные проблемы и полное непонимание их специфики. Прокуратура наглухо закрылась от всех жалоб формулировкой о «недопустимости вмешательства в производственную и хозяйственную деятельность» СПК. Милиция расписалась в собственной беспомощности.
Благодаря усилиям Уполномоченного при содействии Прокуратуры округа и налоговых органов удалось добиться вступления всех колхозов округа в ревизионные союзы сельскохозяйственных кооперативов. В 2008 году прокуратура округа и налоговые органы фактически заставили руководство колхозов провести обязательные ревизии. Это внушило определенный оптимизм.
Ведь многообразие задач и методов контроля, свойственное комплексной ревизии, позволяет сформировать заключение, которое не только отражает мнение о достоверности бухгалтерской отчетности, но и содержит информацию, необходимую для принятия мер по защите прав и законных интересов членов кооператива. В том числе о привлечении должностных лиц кооператива к дисциплинарной ответственности или направлении материалов ревизии в правоохранительные органы, а также для принятия иных решений, связанных с управлением кооперативом.
Благодаря этому по инициативе ревизионного союза по результатам проведенной проверки в декабре 2008 года было организовано и проведено внеочередное собрание членов СПК «Рассвет севера» (п. Харута). На внеочередном собрании были переизбраны председатель СПК и правление колхоза. В отношении бывшего председателя возбуждено и ведется уголовное дело. На этом я, было, посчитал свою миссию исполненной. Но возникли другие проблемы. Оказалось, что не все ревизионные союзы, в которые вступили СПК округа, действуют так, как это определено федеральным законодательством. Порочный круг опять замкнулся. Колхозники опять оказались без защиты. Правоохранительные органы вновь оказались в затруднении, так как выяснилось, что они не представляют ни объем, ни характер, ни правовые последствия деятельности ревизионных союзов и проводимых ими проверок. Это явилось следствием во многом нового еще для России статуса ревизионных союзов, как саморегулируемых организаций. Особенностью саморегулируемых организаций является то обстоятельство, что они сами вырабатывают свои правила и требования. Найти информацию об этих правилах и требованиях ни в Интернете, ни в правовых базах оказалось невозможно!
Тем не менее, оказалось, что эта информация есть. И содержится она в предлагаемом Методическом пособии. Я публикую его с любезного разрешения одного из авторов Рыбина Юрия Кузьмича – генерального директора Российской саморегулируемой организации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов «Союз «Агроконтроль». В настоящее время издание дорабатывается, после чего будет размещено на официальных сайтах двух российских саморегулируемых организаций «Союза «Агроконтроль» и «Российского союза «Чаянов». А пока, с извинениями за опечатки и некоторые шероховатости, это пособие публикуется на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе (этот пособие было удалено с официального сайта Уполномоченного по правам человека в Ненецком АО сразу после назначения нового Уполномоченного - Татьяны Бадьян - прим. Борис Дульнев).
Ревизия деятельности предполагает решение задач, связанных, в частности, с защитой прав членов кооперативов и выявлением правонарушений. Данное обстоятельство является принципиально важным, поскольку подразумевает не только отказ от использования выборочных методов контроля, но и требует применения специальных методов: документальных, расчетно-аналитических и фактического контроля, ориентированных на выявление признаков экономических преступлений.
Многообразие задач и методов контроля, свойственное комплексной ревизии, позволяет сформировать заключение, которое не только отражает мнение о достоверности бухгалтерской отчетности, но и содержит информацию, необходимую для принятия мер по защите прав и законных интересов членов кооператива. В том числе о привлечении должностных лиц кооператива к дисциплинарной ответственности или направлении материалов ревизии в правоохранительные органы, а также для принятия иных решений, связанных с управлением кооперативом.
Ревизионные союзы, в которых состоят ваши колхозы, являются первыми и основными защитниками прав колхозников. Они обладают для этого всеми необходимыми полномочиями. Большинство колхозных руководителей округа держит информацию о ревизионных союзах, в которых состоят колхозы, а также их заключения в большом секрете. Под давлением прокуратуры и налоговых органов в прошлом году проведены минимальные по объему проверки правильности состояния и ведения бухгалтерской документации. Внимательно прочитайте закон. Там подробно описано, как и какие проверки может заказать не только колхозное руководство, но и рядовые члены СПК и ассоциированные члены СПК.
С уважением, Борис Дульнев