Борис Дульнев. "Проблемы трудовой миграции на рынке труда в Ненецком автономном округе" (из Доклада о деятельности Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе в 2009 году)

«Остановлюсь на проблеме соблюдения прав человека в условиях кризиса в НАО в контексте темы сегодняшнего круглого стола – внешней трудовой миграции на рынке труда в НАО.

Вначале кратко мое видение ситуации со структурой занятости в НАО.

Основным местом, где есть работа, является столица НАО – г. Нарьян-Мар. Город Нарьян-Мар – это город чиновников, они составляют основной источник его богатства. С них начинаются все денежные потоки, создающие остальные рабочие места в городе.

Чиновники разные:

- служащие государственных органов (федеральных и окружных);

- муниципальные служащие органов местного самоуправления;

- управленцы нефтяных компаний.

Все остальное в городе обслуживает чиновников, начиная с предприятий и учреждений бюджетной сферы, заканчивая производством, которое в советское время отнесли бы к местной промышленности. Город, практически, потребляет все, что производит (мясокомбинат, «Вита», хлебозавод, тепличный комбинат «Солнышко», ОПХ, «Аргус»). Не будет чиновников - не будет города в его сегодняшнем виде.

Чиновники тратят бюджетные деньги, которые зарабатываются нефтяными компаниями (НК). Доля жителей округа среди работающих в НК ничтожна. Мы имеем в округе постоянно численность разнородных работающих, практически сопоставимую с численностью взрослого населения НАО. Эта часть работающих живет обособленно. Полного представления о ней не имеет никто из органов власти. Там свои правила, свой режим безопасности. «Луком А», структура отвечающая за безопасность в НК: количество сотрудников этой службы безопасности в округе, наверное, превышает по численности всех остальных «силовиков», вместе взятых. Они лучше подготовлены и хорошо оснащены. Сколько людей, каких, куда и когда прибывает по деятельности НК, мы просто достоверно не знаем. НК - это наше «государство в государстве».

Несмотря на это, больших проблем, большого антагонизма между иностранными работниками и жителями пока нет. Проблемы есть между гражданами РФ – местными и приезжими на работу в «нефтянку».

Поселок Искателей – это наши люди. Это геологи, буровики, разведчики недр, те, кто открыл нефтяные богатства НАО, те, кто остался здесь и будет вынужден остаться, т.к. их профессии узки и специфичны и применение своим навыкам они могут найти только здесь. Эти люди, отработав большую часть жизни в экстремальных полевых условиях, так и продолжают жить с минимальными удобствами, в первую очередь по жилью. Больше чем на бараки они рассчитывать не могут. Большая часть населения (работники и их семьи) живет в ведомственных общежитиях. Для них общежития или служебное жилье – единственное жилье, которым они располагают. Огромная проблема в том, что, лишаясь работы, они по условиям контрактов автоматом лишаются и жилья. Неважно, относится это к пенсионерам или, как в поступившей ко мне жалобе, в случае смерти работника членам семьи. Женщина обратилась: муж работал в Евразии, умер на вахте. От нее и детей сначала потребовали выселиться, потом разрешили остаться в общежитии, но назначили за комнату в общежитии запредельную плату. Она не работает в компании. Доходы невелики и сопоставимы со стоимостью арендуемого жилья. После моего обращения ее пока оставили жить на прежних условиях.

В апреле-мае «Евразия» проведет большое сокращение, которое до выборов собиралась сделать. Но тогда окружная власть заставила этот вопрос отложить. Но это все равно случится. И помимо проблем с занятостью мы получим и проблемы с обеспечением людей жильем. В советские времена предприятия строили жилье. НК сейчас не занимаются этим. Не взаимодействуют ни с округом, ни с муниципалами.

В округе существует изначальный антагонизм между жителями и завозимыми специалистами. За предыдущие годы властям так и не удалось его радикальным образом преодолеть. Нефтяники по-прежнему неохотно берут местных жителей, отдавая предпочтение специалистам из тех регионов, где НК начинали свою деятельность. Они препятствуют карьерному росту местных, не пытаются решать жилищно-бытовые проблемы работников - жителей НАО. Проблемы зачастую начинают носить характер дискриминации на национальной почве. У меня есть жалоба от сотрудников ООО «Нарьянмарнефтегаз». Там предпочтение отдается специалистам из Башкирии. Они в первую очередь обеспечиваются жильем. Руководство объясняет это тем, что вроде у местных жилье есть (бараки). Приезжих ставят бригадирами и начальниками среднего звена, хотя зачастую они не имеют ни достаточного опыта, ни квалификации. Более того, при работе в вахтовых поселках имеют место попытки дополнительно унизить местных этой дискриминацией. Как мне говорили люди, написавшие на эту тему жалобу, им в открытую говорят, что «они, ненцы (имеются в виду все жители округа), будут лишь пасти оленей и подбирать дерьмо за нефтяниками».

Хочу ответить Ольге Михайловне на вопрос о том, почему работодатели не берут наших жителей, а приглашают специалистов рабочих специальностей со стороны. Наши специалисты всегда будут стоить дороже. Им надо платить все климатические надбавки, доплаты, дорогу. Здесь уже озвучивали цифры, и документы интересные приложили. Я посмотрел, кого мы готовим по специальностям в округе. Это полная фигня, извините за грубость. Если по строителям и по нефтяникам с натяжкой можно принять доводы работодателей, то почему мы не готовим нормальных продавцов и работников сервиса? У нас в округе дефицит специалистов в сфере обслуживания. Нет грамотных продавцов, сотрудников сервиса, общепита, досуга. Не работает должным образом малый бизнес. Еще в 2004 году ежегодно вывозилось свыше 1 млрд. руб. из округа. Эти деньги и сейчас девать некуда тем, у кого они есть. Почему официантов в рестораны, персонал в гостиницы, парикмахеров, маникюрш, специалистов по автосервису, ремонту квартир надо завозить? У нас грамотные (с образованием) продавцы и товароведы остались, наверное, только в магазинах потребкооперации. Как остальные магазины торгуют, сами знаете.

Округ имеет сильнейший нефтяной перекос. Складывается парадоксальная ситуация. Свыше 90 процентов доходов округа составляют доходы от нефтяной отрасли. Самые высокие в стране заработные платы чиновников тоже зависят от нефтяных доходов. Поэтому остальные отрасли и секторы экономики округа, в которых трудится подавляющее большинство населения, для них стоят на последних позициях. До нефтяного бума в НАО округ существовал за счет сельского хозяйства. Основа - рыболовство, животноводство - олени, коровы. В конце 60-х - в начале 70-х годов для выравнивания сезонной занятости населения и поддержки убыточного животноводства СПК РК округа освоили морской лов рыбы. И для СПК РК, и для оленеводческих СПК остальное животноводство является непрофильным, убыточным и малоинтересным производством. Так же, как и окружные чиновники, «сидящие на нефтяной игле», председатели рыболовецких колхозов «сидят на игле морского лова», а председатели оленеводческих СПК – «на оленях». Руководство всех СПК зомбирует нас постоянными утверждениями о том, что СПК - это коммерческие предприятия. При этом забывая и категорически не желая слышать о том, что по закону о сельхозкооперации СПК несут и социальную нагрузку по развитию населенных пунктов, где они располагаются, по участию в помощи ведения подсобных хозяйств своих членов, что именно за это закон обеспечивает им государственные преференции и финансовую поддержку.

Все СПК превратились в замкнутую систему, фактически не подлежащую контролю. При этом бюджетные деньги, в том числе и окружные, все председатели берут исправно. Деньги эти уходят как в «черную дыру»: численность членов СПК и работающих в них постоянно сокращается. Вся социалка на селе тяжким бременем на 100 процентов камнем висит на бюджете. Непрозрачность системы распределения рыбоучастков на внутренних водоемах и распределения квот на вылов рыбы на них, фактическая монополизация этого сегмента председателями СПК РК ведет к нарастанию экологических проблем – засилью и размножению серой рыбы, уничтожающей и икру, и молодь семги и белой рыбы. Это следствие системы «оброчного» рыболовства на реке и внутренних водоемах. СПК РК сами не ловят всего и другим не дают, а снимают лишь самые вкусные пенки. Река загаживается серой рыбой, люди не могут спокойно и законно ловить рыбу для себя, малый бизнес в рыболовстве практически удушен председателями рыболовецких колхозов и умер. А мог бы дать большое количество рабочих мест, доходы в бюджет округа. Я не зря поинтересовался сейчас у Службы занятости по структуре вакансий тех рабочих мест, которые в последние годы появлялись на селе. Это торговля, коммуналка, бюджетные учреждения. Мне здесь подтвердили: в сфере сельскохозяйственного производства за последние годы не было ни одной вакансии! Идет лишь высвобождение работающих в этой сфере.

Сейчас и рыбаки, и оленеводы под предлогом неэффективности и нерентабельности закрывают последние фермы. Молоко, мясо для нарьян-марских предприятий завозится большей частью с другой стороны Земли. Цены на продукцию, несмотря на дотации производству, - запредельные. В деревнях - повальная безработица. На селе денежные потоки также берут свое начало от бюджета: местные чиновники, бюджетные учреждения, пенсионеры. Всё! Занятость в колхозах погоды уже не делает на селе. Сельское хозяйство потенциально очень трудозатратно и человекоёмко. Оно в состоянии занять огромное количество людей. Пусть и без сверхзаработков. Президент, Госдума выделяют бюджетные средства на общественные работы и прочие временные схемы трудоустройства, чтобы люди могли хоть как-то зарабатывать, а у нас в округе мы вырезаем последний скот и закрываем фермы. Куда мы всех безработных на селе денем? Всех в город перевезем? Будем жильем обеспечивать?

Ситуация парадоксальная, безработица растет, а как мы слышали из информации ОФМС, миграционная ситуация в Ненецком автономном округе имеет тенденцию к увеличению количества прибывающих мигрантов, как с других регионов России, так и из-за её пределов. Их привлекает наличие рабочих мест и достаточно больших заработков!

Я не исключаю, что через некоторое время ОФМС столкнется с появлением «гастарбайтеров» в сельском хозяйстве под общее бормотание, что там всё плохо. Логика будет та же, что и у нефтяников. Привозная рабсила всегда будет дешевле местной. А если еще привезти непьющих работников из мусульманских республик, завезти их без знания языка куда-нибудь в дальние дали без паспортов, так эффективность работы еще больше повысится.

Вопрос здесь звучал, занимается ли округ прогнозированием потребностей в специалистах по отраслям, по сферам деятельности. Отвечая на него, наша служба занятости спутала профориентацию и прогноз. В округе никто не занимается составлением таких прогнозов. Для этого округ должен иметь концепцию социально-экономического развития. Мы должны понимать, куда мы идем, когда идем, и как идем. Отсюда будет ясно кто, когда и в каком количестве будет нужен из специалистов. Сейчас, пока кризис, можно решить проблемы вакансий в социальной сфере. Этих специалистов надо привлекать. Их надо начинать готовить в наших учебных заведениях.

Теперь о защите прав, в первую очередь трудовых. Как защищать свои права – написано в Трудовом кодексе РФ (ТК РФ). Самозащита. Это хорошо, но для этого надо иметь представление о своих правах. А оно очень слабое. Но это практически единственный и доступный способ.

Профсоюзы. Они в округе практически отсутствуют. Из тех, кто действует, это образование, здравоохранение и нефтянка. У нефтянки всё хорошо. В том смысле, что их профсоюзы в сильной степени завязаны на руководство компаний. Бытовые условия и безопасность труда – с этим всё достаточно хорошо, а вот с остальным, как я уже говорил, вопросы. Работники в малом бизнесе, в сельском хозяйстве, в строительстве практически не защищены. Фактически профсоюзы надо воссоздавать. Желающих на себя это бремя принять, практически нет.

Федеральная инспекция труда. Она в количестве трех человек, на уровне структурного подразделения архангельских коллег. Направлений в соответствии с ТК РФ, по которым они обязаны работать, много больше, чем они могут охватить. Жалобы к ним надо направлять через Архангельск. Длительные сроки работы по жалобам. Низкий уровень проработки жалоб. Как следствие – это малоэффективный способ защиты. Что не дорабатывают они, поступает к Уполномоченному.

Суд. Суд, адвокаты, юристы – всё в городе. Чтобы суд принял заявление, его надо правильно оформить. С этим проблемы. Адвокатов мало, цены у них нереальные, качество работы вызывает одни вопросы. Особенно за те деньги, которые они берут за свои услуги. Для большинства людей такой способ защиты прав практически недоступен.

В заключение. Новость о возврате взаимоотношений НАО и Архангельской области к формату до 1 января 2008 года – хорошая новость. Самим проще решать свои проблемы, в том числе и те, о которых было сказано выше».

 

Как отмечается в информации самого ОФМС, продолжают оставаться проблемы, связанные с реализацией нового миграционного законодательства. Одной из таких проблем является отсутствие действенного механизма регулирования процессов привлечения иностранной рабочей силы на уровне субъекта. На практике происходит лишь фиксирование иностранных работников, прибывших для работы. Работодатели, подавшие заявки о необходимом количестве иностранных работников, могут оказаться как в ситуации неиспользования запрашиваемого ими количества иностранных работников, так и в ситуации недостаточного количества иностранных работников, в связи с исчерпанием общей квоты.

В то же время, организации, не подавшие заявки, могут использовать иностранную рабочую силу в необходимом для них количестве. Такая ситуация ставит добросовестных работодателей в невыгодные условия.

Кроме того, в настоящее время пока не существует механизма контроля за использованием иностранных работников по специальностям.

Одной из главных проблем ОФМС России по Ненецкому АО является отсутствие помещения для содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению. Отдел ФМС совместно с УВД НАО неоднократно обращался в администрацию округа по этому вопросу. Пока не удается найти приемлемого решения для устранения этой проблемы.

Еще одной проблемой является привлечение к административной ответственности работодателей, привлекающих для работы в Ненецком автономном округе иностранных граждан, но находящихся и зарегистрированных в качестве юридического лица в другом регионе России. Как правило, лицо, которое является представителем юридического лица и может нести ответственность за нарушения своих иностранных работников, не находится в округе. На месторождениях, где трудятся иностранцы, присутствуют только руководители среднего звена (бригадиры, инженеры и т. д.). Необходимо внести изменения в законодательство, которые предусмотрели бы ответственность не только работодателя, но и заказчика работ и услуг, а также владельцев объектов (см. также прилагаемую Информацию по итогам работы отдела Федеральной миграционной службы по Ненецкому автономному округу за 12 месяцев 2009 года).

В деятельности УВД по НАО и ОФМС по НАО при общении с мигрантами из стран ближнего зарубежья возникает вполне естественная языковая проблема. В штате этих структур, прокуратуры, суда, других органов нет ни одного специалиста-переводчика, владеющего узбекским, таджикским, киргизским языками. Аналогичные проблемы возникают у иностранных граждан при необходимости пользования услугами нотариусов. Вся методическая и разъяснительная полиграфическая продукция, распространяемая среди мигрантов, изготовлена на русском языке. Уполномоченный полагает, что ОФМС по НАО в целях повышения эффективности своей разъяснительной деятельности можно было бы установить контакты с консульскими отделами республик Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан с просьбой о подготовке переводов на их языки содержания распространяемых буклетов.

В 2009 году произошли изменения в порядке регистрации граждан РФ по месту жительства и месту пребывания на территории РФ. Для Ненецкого автономного округа это может стать определенной проблемой, так как эти функции с 1 января 2011 года прекратят выполнять администрации муниципальных образований поселений. Поэтому перед ОФМС и органами местного самоуправления поселений стоит важная задача – использовать оставшееся время, чтобы подготовиться к работе в этих условиях и не допустить ситуаций, способных вызвать нарушение прав жителей округа и пребывающих к нам граждан из-за пределов округа.

 

К Уполномоченному поступила жалоба Доронина Андрея Тимофеевича на действия сотрудников Отдела Федеральной миграционной службы России по Ненецкому автономному округу (далее – ОФМС по НАО) при оформлении ребенку гражданства Российской Федерации.

В своей жалобе Доронин А.Т. указывает, что он обратился в ОФМС по НАО с целью подтверждения гражданства РФ несовершеннолетнего сына (поставить штамп в свидетельство о рождении ребенка). Родители ребенка – граждане РФ, имеющие паспорта нового образца. Ребенок родился в Нарьян-Маре, где и получил свидетельство о рождении.

Сотрудники ОФМС по НАО отказались принимать заявление и потребовали, чтобы Доронин А.Т. и его жена подтвердили наличие гражданства на момент рождения ребенка. Ребенок родился в 2000 году в г. Нарьян-Мар. Для подтверждения гражданства РФ Доронину А.Т. было предложено самостоятельно обратиться в ОФМС по прежнему месту жительства и получить необходимые справки.

Доронин А.Т. обратился в ОФМС г. Вуктыл за справками, где ему было отказано в связи с тем, что такие справки представляются только по письменному запросу.

Доронин А.Т. вновь обратился в ОФМС по НАО. Сотруднику ОФМС по НАО были представлены паспорт Доронина А.Т. с отметкой о рождении сына, скрепленной печатью ОФМС по НАО, паспорт жены Доронина А.Т., который был выдан в 1998 году. Несмотря на представленные документы, Доронину А.Т. вновь было отказано по причине отсутствия справок с прежнего места жительства.

После по рекомендации Уполномоченного Доронин А.Т. обратился к лично начальнику ОФМС по НАО, так как требования сотрудников ОФМС по НАО не соответствовали положениям Регламента оказания соответствующей государственной услуги. После чего вопрос был разрешен в считанные минуты – в Свидетельство о рождении ребенка был поставлен штамп о гражданстве РФ.

В ответе ОФМС по НАО Уполномоченному сообщено, что должностным лицам ОФМС, осуществляющим прием граждан по вопросам оформления у ребёнка наличия гражданства РФ, указано на необходимость более четко конкретизировать свои требования к перечню предоставляемых документов, а также информировать граждан о том, на основании каких нормативных актов необходима та или иная информация. Также должностным лицам указано на недопустимость истребования сведений и документов, не предусмотренных законом.

Форма связи
Код на картинке: