27.07.2021. Говорит Вайгач. Статья.

фото картинка

Не детские вопросы про Север

В последние годы отмечается устойчивый интерес мирового сообщества к Арктическому региону. Арктику относят к стратегическим регионам мира с колоссальным природным потенциалом, включающим в себя минерально-сырьевые, топливно-энергетические, лесные и биологические ресурсы.

Бывая в кратко – затяжных поездках по Российскому Северу возникают простые вопросы.

Как и ради чего люди живут и продолжают осваивать северные территории?

Зачем нам этот Север с его холодным климатом, причудливой полярной ночью?

Что можно отыскать в недрах замерзшей земли и тем более под льдами океана?

На первый взгляд просто детские вопросы возникают. Но присмотревшись более глубоко начинаешь понимать зачем вкладываются государственные средства и привлекаются средства инвесторов для освоения неизведанных территорий.

Хотя о их неизведанности вопрос пока не до конца изучен и это совсем другая история, которую я попробую описать в следующих публикациях.

Сегодня наиболее интересно вскрыть вопросы современного подхода к геополитическим и экономическим вопросам северных территорий и приоткрыть завесу, что необходимо нашим партнерам на НАШИХ территориях.

Современную геополитическую ситуацию в Арктике осложняют отсутствие действенных международных режимов безопасности, споры пяти официальных арктических государств (России, США, Канады, Норвегии и Дании) вокруг принадлежности отдельных участков континентального шельфа, а также всё более активная вовлеченность в арктическую политику вне региональных государств (ведущих стран Западной Европы, Китая, Японии, Республики Корея, Индии) и ряда международных организаций (НАТО и ЕС).

Особые надежды связывают с освоением арктических месторождений углеводородного сырья. По оценкам Геологического управления США, в Арктике находятся 90 млрд барр. нефти, 47,3 трлн куб. м газа, 44 млрд барр. газового конденсата, что составляет около 25 % неразведанных запасов углеводородов в мире.

Не следует также забывать о широких транспортных возможностях региона. Ключевую роль здесь играет освоение Северного морского пути (СМП), который находится под контролем Российской Федерации. Он вдвое короче традиционного маршрута через Суэцкий канал и поэтому становится самой короткой трассой из Европы в Америку и Азию с возможностью транспортировки нефти и газа с арктических месторождений. Именно по этой причине Северный морской путь может стать главной арктической магистралью международного значения, что приведет к изменению всей структуры мировой торговли.

В настоящее время арктические территории регулируются Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 года, которая предоставляет прибрежным государствам право на контроль над континентальным морским шельфом (морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориальных вод государства). Согласно ст. 76 этого документа государства, имеющие выход к Ледовитому океану, могут объявить своей исключительной экономической зоной территорию, простирающуюся на 200 миль от берега. Она может быть расширена еще на 150 морских миль, если страна докажет, что шельф является продолжением ее сухопутной территории. Более того, в своей экономической зоне прибрежное государство имеет преимущественное право на добычу полезных ископаемых. В этом контексте работа по вопросам уточнения границ континентального шельфа представляется скорее сближающим, чем разделяющим арктические государства фактором.

До 1982 года вся Арктика делилась лишь между пятью государствами -СССР, Норвегией, Данией, США и Канадой - на секторы, вершинами которых был Северный полюс, основаниями служили обращенные к полюсу северные границы этих государств, а боковыми сторонами - географические долготы. Однако это деление утратило силу после ратификации вышеуказанной Конвенции ООН.

В настоящее время с арктической зоной граничат Росся, США, Канада, Норвегия и Дания. Соответственно, они обладают естественным правом на использование высокоширотных территорий. Часть территорий еще трех стран - Исландии, Швеции и Финляндии - находится за Полярным кругом. Они считаются приарктическими, однако не имеют выхода к Северному полюсу.

В 1996 году создан Арктический совет - международная организация, объединившая восемь стран (Россия, США, Канада, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, Исландия), определившая главную геополитическую роль этих субъектов в арктическом вопросе.

Казалось бы, есть организация, международного уровня, регулирующая действия всех основных игроков данного региона, и все довольны пользуются своими ресурсами, не влезая в дела соседей. Но нет ведь у соседа и сахар слаще и вода чище. Поэтому давайте проанализируем что же хотят наши северные партнеры. Начнем с наиболее крупного игрока.  

США

В настоящее время Вашингтон уделяет повышенное внимание перспективам освоения Арктики, стремясь занять доминирующие позиции в этом регионе. С одной стороны, предусматривается усиление в нем политической, экономической и военной активности США, с другой - поиск возможностей для оказания решающего влияния на деятельность других государств за Полярным кругом.

Несмотря на то что Вашингтон не ратифицировал Конвенцию ООН по морскому праву, он соблюдает все положения документа, поскольку считает его неотъемлемой частью традиционного международного права. Все участники Конвенции, в том числе и США, признают, что территория каждой страны может являться продолжением арктического шельфа, на который у Соединенных Штатов также есть обоснованные претензии.

В условиях жесткой конфронтации с Москвой Вашингтон активно использует тезис о том, что российские правила эксплуатации Северного морского пути якобы противоречат международному морскому праву, в частности принципу свободы судоходства. Белый дом выражает обеспокоенность введением Россией разрешительного порядка плавания иностранных судов по Северному морскому пути и продолжает продвигать на международном уровне идею об интернационализации СМП. Кроме того, Соединенные Штаты используют расширение деятельности РФ по освоению приполярных территорий, чтобы обосновывать необходимость защиты национальных интересов "возрастанием российской военной угрозы в регионе".

На современном этапе базовым документом политики американской администрации в Арктике стала принятая в мае 2013 года Национальная арктическая стратегия США, которая наряду с серией последующих уточняющих документов детализировала ключевые положения директивы 2009 года. Она включает в себя военно-стратегические интересы Вашингтона (ПРО и ранее предупреждение, развертывание наземных и морских средств для стратегической переброски войск в Заполярье, стратегическое сдерживание и т. п.), интересы внутренней безопасности (предупреждение террористических атак или других преступных действий в этой зоне), а также политико-экономическую заинтересованность в данном регионе.

Наряду с этим Вашингтон проводит кампанию, направленную на дискредитацию действий России и Канады в Арктике в глазах американского и международного сообщества. Для продвижения в данном регионе собственных интересов планируется задействовать американские и транснациональные нефтяные и газовые компании, претендующие на ведение там экономической деятельности, а также международные экологические организации и другие структуры. В связи с этим в Белом доме оценивают возможные пути обеспечения лидирующей роли США в регионе, а также меры по ограничению подобных преимуществ у государств-конкурентов.

Экологическая тематика также относится к ключевым аспектам арктической политики Вашингтона. Американские специалисты уже сегодня ведут информационную войну с вбрасыванием в СМИ различных сценариев нарушения приполярными странами стандартов использования окружающей среды.

Канада

Руководство Канады нацелено на значительное усиление своих позиций в регионе уже в ближайшем будущем. Это планируется сделать за счет поэтапной реализации "Генеральной программы канадской политики в Арктике и на Крайнем Севере", которая стала итогом работы Федерального совета в 2005 и 2006 годах. Руководство страны намерено решить поставленную задачу также путем участия в проектах, ставящих своей целью расширение экономических шельфовых зон прибрежных стран в Арктике. Особая роль при этом отводится национальной военной составляющей в регионе, выступающей в качестве гаранта стабильности и зашиты интересов.

С учетом сложившейся обстановки углубляются противоречия между Канадой и США в этой зоне. Так, в 1997 году Оттава объявила проливы между своими северными островами (Северо-Западный проход) "территориальными водами", с чем не согласился Вашингтон, настаивающий на присвоении им статуса международных вод. Разногласия привели к дипломатическому конфликту. В результате в качестве аргументов в пользу своей точки зрения на проблему проливов Оттава приводит демонстрационные военные учения в Арктике и патрулирование отдаленных арктических территорий силами резервистов. Цель канадского руководства - не только усилить контроль над своей территорией, но и обеспечить устойчивые позиции на будущих переговорах о Северо-Западном проходе - стратегически важном морском пути из Европы в Азию вдоль северного побережья Канады. Кроме споров относительно Северо-Западного прохода не урегулированы разногласия и по поводу границы между американской Аляской и канадской провинцией Юкон. Между странами возможна эскалация противоречий, с учетом того что в данном районе залегают нефтеносные пласты.

По взглядам канадского руководства, для надежного обеспечения национальных интересов в Арктике государство должно обладать акваторией между Северным полюсом и своим арктическим архипелагом. Об этом, в частности, свидетельствуют географические карты страны, где обозначены северные границы, проходящие как продолжение между Аляской и Юконом на западе, а также между канадским островом Элсмир и Гренландией на востоке, и встречающиеся на Северном полюсе. Для утверждения выработанной концепции на международном уровне Оттава предлагает и соответствующий подход к разграничению границ арктического шельфа. Канада придерживается варианта "секторного" раздела - границы проходят от оконечностей национальных территорий прямо по меридианам до самого полюса. Арктика в таком случае делится, словно макушка сферы, на неравные части. При этом Россия получает крупнейшую часть (около 5,8 млн км2), далее идут Канада, Дания, Норвегия и только затем США.

Заявляя свои права на шельф, Оттава, вместе с тем, утверждает, что она позволит судам других государств беспрепятственно следовать в отмеченных водах при условии предварительного направления заинтересованной стороной запроса и получении от Канады соответствующего разрешения. Данные условия, согласно заявлениям официального представителя кабинета министров, будут "обязательными и распространяться на всех участников международных отношений".

У Канады сохраняются территориальные претензии и к Дании. Уже более 30 лет оба государства не могут договориться о принадлежности необитаемого о. Ханс, который позволяет контролировать Северо-Западный проход. По оценкам канадских специалистов, речь идет не о земле (ее площадь всего 950 м2), а прежде всего о ресурсах, залегающих в прилежащей к острову акватории. При этом Оттава наравне с Копенгагеном стремится доказать, что хребет Ломоносова (на него претендует также и Россия) состыкован с канадским островом Элсмир и датской Гренландией. С этой целью указанные страны организуют комплексные научно-исследовательские экспедиции в район Гренландского моря, в ходе которых изучаются рельеф морского дна и пробы грунта.

Норвегия

Выступает своего рода проводником интересов стран Западной Европы и США в Арктике..

Примечателен и тот факт, что Норвегия одной из первых ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву в 1996 году, а в 2006-м подала заявку в Комиссию ООН о границах континентального шельфа с требованием расширения границ своей экономической зоны в трех районах Арктики - в Северном Ледовитом океане, Баренцевом и Норвежском морях. В декабре 2006 года в стране была принята так называемая стратегия развития северных регионов. В качестве главной цели в ней заявлено обеспечение устойчивого роста и развития этих регионов путем укрепления международного сотрудничества в области использования природных ресурсов, управления окружающей средой и в ходе проведения научных исследований.

Однако, несмотря на вполне мирный характер этих задач, Осло посредством реализации данной стратегии планирует извлечь максимум экономических и военно-политических преимуществ. Для этого руководство страны намерено предпринять ряд мер, направленных на развитие международных связей с соседями по региону, а также промышленности в северной части страны, укрепление экономического сотрудничества с Россией, поддержку науки и образования, совершенствование национальных вооруженных сил.

Как и США, Норвегию не устраивает разделение границ арктического шельфа по "секторному" принципу. Военно-политическое руководство страны считает справедливым раздел по срединной линии, когда граница раздела проходит на равном удалении от береговых линий государств. При таком разделе в районе Баренцева моря образуется "свободная" акватория площадью 175 тыс. км2, где имеются большие по своим запасам газовые месторождения (близ н. п. Штокман). Эту территорию и пытается присоединить к себе Осло, зарезервировав национальное право на дальнейшее ее расширение на более позднем этапе.

Дания

На сегодняшний день придерживается политики нейтралитета по отношению к соседним по региону государствам, являясь наиболее лояльным участником "арктического спора". На ее национальные интересы в Арктике в целом влияют как внешние, так и внутриполитические факторы, заставляющие руководство страны проявлять гибкость и вариативность в решении территориальных вопросов. При этом Копенгаген предпринимает активные действия по закреплению за собой арктических территорий. Ратифицировав в 2004 году Конвенцию ООН по морскому праву, Дания сразу же на основании ст. 76 указанного документа заявила в Комиссию ООН по границам шельфа свои права на установление юрисдикции в пяти шельфовых районах, находящихся за пределами 200-мильных экономических зон Гренландии и Фарерских островов.

Наиболее важным в плане прогнозируемых запасов углеводородного сырья и наиболее спорным в международно-правовом отношении остается хребет Ломоносова (как возможное продолжение шельфа Гренландии).

Говоря о территориальных спорах, следует отметить, что Дания, как и Норвегия, настаивает на варианте "срединной линии" и предлагает размежевать Арктику по границам, проходящим на равном расстоянии от побережий претендующих стран. Поскольку Гренландия находится ближе всего к полюсу, то при датском варианте он целиком отойдет к ней. В результате Дания получит территорию, почти равную канадской (1,55 млн км2), а Россия, напротив, потеряет около 1,8 млн км2. Однако тот факт, что Копенгаген достаточно быстро отказался от своих претензий, может иметь под собой веское основание. Причиной такого шага является все тот же "камень преткновения" датской внутренней политики - независимость о. Гренландия. Не последнюю роль в этом играет и Вашингтон, рассматривающий ее независимость как ключ к своей собственной арктической экспансии. Однако без получения парламентом Гренландии права самостоятельно разрабатывать близлежащие ресурсы континентального шельфа она не представляет для США стратегического интереса. Исхода из этого, стремясь удержать Гренландию в своей орбите, Дания приостановила исследования в районе хребта Ломоносова.

Вместе с тем полностью устраняться от арктического раздела территорий Копенгаген не намерен. Помимо вопроса о правах на хребет Ломоносова у страны имеются нерешенные споры по другим территориям. В частности, к их числу относится противостояние Дании и Канады за о. Ханс, а также другие неразрешенные территориальные проблемы.

Содержание региональной стратегии зависит от внешнеполитических приоритетов участников арктической политики. Либо акцент делается на международном сотрудничестве, либо на конфронтационности, или же на комплексном сочетании того и другого. Так политику обострения международного соперничества за контроль над арктическими ресурсами   ведут США, Канада, Дания, (отчасти) Норвегия. В этом же направлении постепенно продвигается НАТО. Часть энергодобывающих и транспортных компаний, которые опасаются, что их оттеснят от освоения Арктики, также придерживается подобной конфликтной парадигмы.

В марте 2008 г. Еврокомиссия и Высокий представитель ЕС представили совместный документ «Изменение климата и международная безопасность». Экологическим проблемам Арктики в нем было уделено большое внимание. В частности, выделялись следующие проблемы: таяние полярного льда, нарушающее сложившуюся экосистему; негативные последствия хозяйственной деятельности в связи с освоением природных ресурсов региона и увеличением числа международных торговых маршрутов; обострение конкуренции между арктическими державами за использование природных ресурсов и морских проходов в Арктике. В качестве мер по предотвращению опасных тенденций предлагалось:

В ноябре 2008 г. Еврокомиссия выпустила коммюнике «Европейский союз и арктический регион», призванный очертить основные контуры стратегии ЕС в этом районе мира. «ЕС необходимо заявить о своей позиции в отношении уникального региона стратегического значения, расположенного в нашей непосредственной близости», – говорилось в сопровождавшем коммюнике меморандуме Еврокомиссии. В коммюнике сформулированы цели и рекомендации по организации научных исследований арктических проблем, коренных народов, рыболовства, добычи углеводородов, мореходства, политических и юридических структур и взаимодействия с региональными организациями. В частности, выделены три главных приоритета будущей политики ЕС в регионе:

В коммюнике особо отмечается необходимость развития международного сотрудничества в арктическом регионе. «Расширение вклада ЕС в арктическое сотрудничество откроет новые перспективы в наших отношениях с арктическими странами. ЕС готов работать с ними для укрепления стабильности, многостороннего управления через существующие структуры, а также для сохранения баланса между приоритетной целью сохранения природы и необходимости освоения природных ресурсов, в том числе углеводородов», – говорится в пресс-релизе Еврокомиссии по случаю принятия коммюнике. В документе отмечается необходимость широкого диалога по вопросам арктического курса на базе Конвенции ООН по морскому праву, а также ключевая роль «Северного измерения» и Арктического совета (в работе которых активное участие принимает Россия) для сотрудничества в Арктике. Однако, как отмечают эксперты из норвежского секретариата, в документе практически не упоминается Россия, крупнейший сосед ЕС в Арктике. Между тем, по их мнению, для Европы и ЕС чрезвычайно важно учитывать Россию при выборе своих арктических приоритетов. От этого выиграют и ЕС, и Россия.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что в обозримом будущем мы увидим активное наращивание военного потенциала в арктическом регионе со стороны США и стран партнеров по НАТО. Стремление всеми доступными способами осуществлять всякого рода провокационные действия против России в данном регионе. Подключать активно различные общественные организации с целью опорочить действия России в Арктике. Напротив ЕС будет наращивать попытки усилить свое присутствие в регионе и будет более решительно отстаивать свои права на Арктику. ЕС будет делать это без заметного акцента на военную силу, а будет отдавать приоритет дипломатическим и экономическим методам.

Рост потребностей мировой экономики в энергоресурсах, и в первую очередь в нефти и природном газе, обусловил активную разработку рядом стран новых стратегий продвижения своих национальных интересов в арктической зоне. Они распространяются на все ключевые сферы внешнеполитического регулирования - от научных исследований и мирного освоения арктических вод до широкомасштабных военных мероприятий в Северном Ледовитом океане

Вот такие недетские ответы скрываются в простых, казалось бы, на первый взгляд вопросах.

Список использованных источников и литературы

  1. Circum-Arctic Resource Appraisal: Estimates of Undiscovered Oil and Gas North of the Arctic Circle: U.S. Geological Survey // USGS : website. 2008. P. 2.
  2. http://www.fas.org/irp/offdocs/pdd26.htm
  3. http://www.fas.org/irp/offdocs/nspd/nspd-66.htm.
  4. Арикайнен А.И., Косов О.А. Проблемы военной безопасности в Арктике. – М.: ВНИИ Системных исследований, 1990.
  5. Доклад консультативного военного совета научно-исследовательского центра CNA Corporation «National Security and the Threat of Climate Change».
  6. Naval Operations in an Ice-free Arctic. Symposium 17-18 April 2001. Final Report. Office of Naval Research, Naval Ice Center, Oceanographer of the Navy, and the Arctic Research Commission.
  7. Climate change and international security, joint policy paper of 14 March 2008 to the European Council.
  8. А. Колодкин Ледниковый период // Российская газета. 2006. 31 января.
  9. http://www.gorby.ru/rubrs.asp?rubr_id=172&art_id=13839
  10. Страны Северной Европы ставят вопрос об изменении статуса Северного морского пути // Российская газета. 2006. 28 июня.
  11. Communication from the Commission to the European Parliament and the Council. The European Union and the Arctic Region. Brussels, 20.11.2008 COM(2008)
  12. Climate-Derived Tensions in Arctic Security. Sandia Report. SAND2008-6342. September 2008.
  13. Young O. International Governance. Protecting the Environment in a Stateless Society. N.Y.: Cornell University Press, 1994.
  14. Berkman P. A., Young O. R. Governance and Environmental Change in the Arctic Ocean // Science. 2009. Vol. 324. № 5925.
  15. www.unoilgas.com
  16. European Parliament resolution of 9 October 2008 on Arctic governance.
  17. Transatlantic Policy Options for Supporting Adaptation in the Marine Arctic. Report of the Expert Workshop on 11 - 12 September 2008.
  18. Лукин Ю.Ф. Арктика сегодня: для России и всего мира.
  19. Speech by NATO Secretary General Jaap de Hoop Scheffer on security prospects in the High North
  20. Зарубежное военное обозрение. - 2020. - №4. - С. 18-26

#арктика#север#международныеаспекты#стратегии#конфликты#проблемы

Форма связи
Код на картинке: