Источник: ВКонтакте, страница Антона Кислякова. 27.06.2020


фото картинка

Антон Кисляков. Статья

 

Экономика и ничего более 2 (продолжение)

Начало http://www.dulnev.nrmar.ru/nao-economika-1.html

Эпиграф.

„Критикуешь чужое, предлагай своё. Предлагая — делай.“

Сергей Павлович Королёв

Конкуренция.

Эволюция биосферы – процесс, который идет на нашей планете на протяжении 3,5 млрд. лет. Вероятно, это самый долгий процесс, сопутствующий жизни на нашей Земле. Основным и неотъемлемым фактором эволюции является конкуренция - нет ничего более естественного и определяющего развитие человека и других видов нашей планеты.

Обратным процессом эволюции является деградация, именно отсутствие конкуренции приводит к вымиранию и стагнации. Это касается всех сфер жизни человека, экономики, политики, культуры, образования…

В 2020 году наш округ, как и Россия, подошли к определенного рода черте, за которой окончательно закрепятся процессы, формирующие наше будущее в горизонте 20-30 лет. «Конкуренция» в нынешнем экономическом/политическом российском понимании – это удушение и уничтожение соперника, любыми способами, создание особых условий и преференций для «избранных», зачистка любого состязательного процесса неэкономическими методами. Государственный или монопольный сектор экономики России по самым скромным оценкам составляет не менее 70%, в Ненецком автономном округе он приближается к 100%. Активная независимая часть населения вынуждена «скромно ютиться» в остатках реальной рыночной экономики, обслуживая основной монопольный сектор сопутствующими услугами. Социальные лифты отсутствуют, отток населения из округа соответствует общей тенденции потери высококвалифицированных кадров в общероссийском масштабе. Нет проектов - нет свободы выбора – нет возможности самореализоваться.

Назвать нынешнюю систему капиталистической нельзя, также как нельзя её назвать социалистической. Это некий симбиоз подходов, сформированный советским прошлым, «лихими» 90-ми и «тучными» 2000-ми. Никто не знает, куда мы идем, что мы строим, и зачем мы это делаем. Вектор развития, определяемый верховной властью, постоянно упирается в саботаж и непрофессионализм управленцев, поставленных этой же властью, для реализации, казалось бы, здравых идей. Причины фиаско крайне просты – отсутствие всё той же конкуренции в кадрах, идеях, подходах. Управленцы, берущие «под козырёк» выполнение любых идей, которые зачастую противоречат здравому смыслу, экономике и возможному развитию. Они не могут сказать «нет», не могут обосновать свою позицию, не имеют обратной связи с населением. Всё это приводит к постоянно увеличивающемуся валу недовольства среди жителей, протестам, недоверию власти и самое главное – к реализации экономически ущербных проектов, на которые тратятся громадные федеральные деньги.

История с объединением Ненецкого автономного округа и Архангельской области, проектом строительства железной дороги «Белкомур»/ «Баренцкомур»/ «Карпогоры-Индига», освоением северного морского пути именно из этой оперы. «Помазанникам» Москвы без разницы, что именно строить и как реализовывать – самое главное это получить огромные федеральные деньги и «примазаться» к их освоению. Тут не до конкуренции, не до расчетов, не до здравого смысла и экономики. Борьба разворачивается совсем в другой плоскости – за доступ к федеральным ресурсам, и, чем дороже, тем лучше, ведь это не свои деньги, не деньги инвестора, это «колхозные», а значит ничьи.

Результаты отсутствия конкуренции в области идей, подходов, механизмов их реализации мы можем наблюдать в различных областях нашей экономики. Крайне показательный пример – это советская космонавтика, медленно и мучительно умирающая на наших глазах. В 2014 году у меня состоялся разговор с одним из топ-менеджеров Роскосмоса, меня интересовали перспективы частной космонавтики, ускоренными темпами развивающейся в США. На мой вопрос об использовании многоразовых ступеней ракет и их возврата на землю, я получил недвусмысленный ответ: «У них ничего не получится, технически реализовать это невозможно, стоимость такого подхода необоснованна, повторно использовать эти ступени нереально». Прошло 6 лет. У компании «Space X» есть ступени, которые уже использовали 6-7 раз, Илон Маск планирует довести этот процесс до 10-кратного. На сегодняшний день речь идет о том, что стоимость запуска космонавтов и полезного груза частными кораблями в США снижается, это неминуемо приведет к уменьшению количества запусков Россией с последующей деградацией всей нашей космической программы.

Другой показательный пример – это развитие добычи сланцевой нефти и газа, всё в тех же США. На заре этого процесса, 10 лет назад, топ-менеджеры Газпрома убеждали российское руководство в отсутствии перспектив сланцевой добычи и категорических преимуществах трубопроводных систем. Прошло 10 лет, США превратились в мирового лидера добычи углеводородов и теперь пытаются составить реальную конкуренцию нашим продуктам на европейском и азиатских рынках.

Основой конкуренции в рыночной экономике развитых стран является простой принцип – сделать продукт по совокупности своих качественных и ценовых характеристик лучше, чем у соперника. Постоянно бороться за снижение себестоимости своей продукции, учитывая все существующие риски.

Если арктические проекты России будут реализовываться по тем принципам «конкуренции», которые сложились в нашей стране, то нашу продукцию ждут плачевные перспективы, это должны понимать, как инвесторы проектов, так и руководство страны. В лучшем случае, на что мы можем рассчитывать – это выкачивание ресурсов без их переработки и производства сопутствующих продуктов с высокой добавленной стоимостью при освоении месторождений. Постоянно растущие издержки, отсутствие внутреннего спроса, отсутствие грузов для транспортных потоков, отсутствие высокопроизводительных рабочих мест на севере, отток населения вследствие стратегии «вахтового» освоения Арктики – всё это сопутствующие признаки колониального, экстенсивного пути развития российского Севера. В этом случае, никаких перспектив участия в глобальной конкуренции на международных рынках ни Россия, ни российские компании не имеют. Имеющийся тренд на полную зависимость от добычи ресурсов переломить не получится.

Ненецкий автономный округ – зеркало нерыночной российской экономики.

В 2020 году экономика НАО – в целом отражает российскую экономическую действительность:

1. Зависимость от добычи углеводородов.

2. Огромный государственный и бюджетный сектор.

3. Отсутствие транспортной инфраструктуры.

4. Отток населения.

5. Огромное количество чиновников и зависимость от бюджетной сферы.

6. Слабые независимые сферы экономики характеризуются монополией или олигополией.

7. Отсутствие тактики и стратегии развития.

8. Отсутствие конкуренции во всех сферах жизни.

9. Отсутствие социальных лифтов.

10. Некомпетентность управленческой элиты.

Что можно и необходимо сделать?

Транспортная инфраструктура.

1. В первую очередь необходимо как можно скорее достроить дорогу Нарьян-Мар – Усинск. Это позволит снизить цены на материалы и продукты, повысить их качество и свежесть, увеличить конкуренцию в торговой сфере. Снижение цен положительно скажется на бюджетах домохозяйств и траты населения. Обслуживание дороги позволит создать дополнительные рабочие места.

2. Проект дороги Нарьян-Мар – Индига необходимо защищать на федеральном уровне, на это должны быть брошены все возможные информационные ресурсы. В случае корректировки планов строительства порта с косы на Мыс Большой Румяничный для округа открывается отличная возможность провести дорогу по следующему маршруту Нарьян-Мар – Тельвиска – Устье (с отвороткой на Пустозерск) – Оксино – Хонгурей – система озер, включающая озеро Урдюжское, - порт Индига (мыс большой Румяничный). Реализация этого проекта позволит включить в развитие туристический центр в Пустозерске, село Оксино и систему озер с последующим мощным рыборазведением и рыбной ловлей. Транспортный коридор Усинск – Индига откроет возможности для экономического развития как округа, так и Коми Республики, снизит затраты при освоении Арктики. Необходимо отметить, что с каждого вложенного рубля в строительство дороги, бюджетный возврат составляет 60 копеек.

3. Развитие малой частной авиации. Одномоторные самолеты с коротким взлетом и посадкой позволят при минимальных затратах на инфраструктуру обвязать регулярными рейсами деревни округа и Нарьян-Мар, как в части пассажиропотоков, так и в части грузоперевозок, например, доставки рыбы. Небольшая стоимость летного часа, недорогое обслуживание, грузоподъемность 500 – 1000 кг снизят стоимость доставки всего необходимого до самых дальних уголков округа. Развитие малой авиации положительно скажется на перспективах превращения Нарьян-Мара в транспортный региональный хаб, даст дополнительные рабочие места, откроет новые возможности для туризма. Фактически малая авиация может стать аналогом личного автотранспорта. 1-1,5 часа лета до Индиги упростит срочную доставку специалистов и руководства при строительстве и функционировании порта. Стандартная доставка по дороге на автобусе гарантирует перемещение людей в пределах 4-х - 5-ти часов после приземления в Нарьян-Маре.

4. Строительство окружной дороги Нарьян-Мара. Развитие города без альтернативы основной трассе невозможно. Дорога позволит использовать близлежащие территории для строительства, в первую очередь частного малоэтажного. Проведение газа вдоль дороги расширит возможности заселения. Повторюсь, основная задача – превратить город Нарьян-Мар в комфортный для проживания и передвижения город с населением не менее 50 000 человек.

5. Снижение затрат на транспорт грузов и людей можно достичь массовым переводом автотранспорта на газомоторное топливо. Именно сейчас на федеральном уровне согласовывается программа субсидирования оборудования на 90% его стоимости. Стоимость такого топлива в 2,5-3 раза ниже, чем бензина. Транспортное плечо в пределах Нарьян-Мара позволяет комфортно пользоваться именно этим видом топлива. Развитие газовых заправок как вдоль транспортного коридора Нарьян-Мар – Усинск, так и внутри города открывает возможности существенной экономии, что также положительно скажется на бюджетах домохозяйств. Дополнительная экономия, как и в случае реализации пункта 1 значительно снизит стоимость проживания.

6. В случае реализации проекта транспортного коридора Усинск – порт Индига необходимо рассмотреть возможность использования беспилотного грузового транспорта. В любом случае использование автопоездов для доставки грузов откроет возможности развития автомобильного сервиса, а также частных грузоперевозок. Это также дополнительные рабочие места и внебюджетный сектор развития.

Сельское хозяйство и пищевая переработка.

После выхода первой статьи «Упасть вниз нельзя лететь.» (https://vk.com/id224624899?w=wall224624899_552%2Fall ), я получил несколько вопросов касательно субсидирования сельхозпроизводителей в НАО. Это действительно важная и волнующая многих тема. На этом примере я покажу, как действует механизм «раскручивания» цен и его возможные эффективные изменения в части дотаций.

В условиях отсутствия свободной конкуренции на рынке производителей НАО, а также «закрытости» и «замкнутости» рынка в силу отсутствия транспортной инфраструктуры, объединяющей НАО с Россией, существующий механизм дотаций работает разнонаправленно. С одной стороны, он призван компенсировать производителю часть затрат на изготовление своей продукции, с другой «вынуждает» производителя постоянно наращивать свою себестоимость и бороться за выделение и повышение дотаций. Залог успеха производителя лежит в плоскости «отстаивания» своих прав на постоянные высокие дотации. Это противоречит основному принципу предпринимательства – постоянно бороться за снижение себестоимости своей продукции. Вместо того, чтобы снижать издержки, производитель занят бумажной волокитой, преодолением кассовых разрывов, связанных с особенностью работой бюджета по компенсации уже произведенных затрат на изготовление продукции, а также постоянным «доказыванием» своих крайне высоких затрат. В этом нет вины производителя, так устроена неэффективная система, в которой он вынужден работать. Механизм дотаций должен работать на снижение цены для конечного потребителя, а не на возмещение затрат производителя.

Анализ региональных нормативных актов по субсидированию мясной, молочной и овощной продукции показывает, что отсутствует привязка к себестоимости продукции. Производители получают средства только на основе объема выпуска, причем исключительно в привязке к региональному рынку сбыта. Производя свою продукцию, изготовитель ориентируется не на рынок и его состояние, а на привязку к субсидии, которую он получает в зависимости от выпуска, в итоге, конечные цены на товары слабо коррелируются с выделяемыми дотациями и «подгоняются» под предельные возможности покупателя, вызванные отсутствием конкуренции товаров с материка.

Возможное эффективное решение проблемы.

Предположим, что весь объем средств прямого субсидирования сельхозпродукции, привязанный к выпуску продукции, формируется в отдельный фонд в начале бюджетного года. Сельхозпроизводители в рамках сформированных лимитов вправе получить кредитные средства из этого фонда на финансирование своей операционной деятельности. Условия получения кредита – 0% годовых, простая форма оформления кредита, без сложных залоговых схем и большого количества поручительств. Срок кредитования 1 год.

Всем жителям НАО, включая детей, выдаются субсидийные карты, на которые ежемесячно начисляется лимит субсидии. Каждый человек вправе при покупке продуктов, произведенных на территории НАО с/х производителями или переработчиками пищевой продукции из сырья, также произведенного на территории НАО, снизить стоимость приобретаемого товара непосредственно при его приобретении. Размер скидки на товар определяет сам покупатель в пределах заранее установленной границы на каждый вид товара мясо/овощи/молочные продукты/рыба. Житель округа сам определяет, какой товар он хочет приобрести, и на какой товар он использует свою субсидию.

Средства, оплаченные покупателем своей картой, идут в погашение кредита, полученного производителем в начале года. Таким образом, по результату года кредит, полученный товаропроизводителем, снижается на сумму средств, выплаченную покупателем за его продукцию. В случае, если объем средств превышает объем кредита, реальные деньги фонда перечисляются на расчетный счет изготовителя, но не выше определенной пропорции от полученных в начале года.

Неиспользованные жителями лимиты субсидии по результатам каждого месяца поступают в погашение кредитов в закрепленной пропорции от существующих эмпирических данных выделяемых субсидий, например на 2020 год.

С технической точки зрения реализация подобной программы не является чем-то запредельно сложным. С экономической точки зрения это позволит:

1. Производителям получать бесплатные оборотные средства в начале производственного цикла, что поможет избежать кассовых разрывов, по сравнению с действующей системой.

2. Значительно снизить коррупционные риски при определении размеров субсидии. Чиновники фактически будут исключены из механизмов выделения средств.

3. Значительно повысит конкуренцию, как среди производителей, так и среди номенклатуры товаров, причем в разных ассортиментных линейках мясо/молоко/овощи/продукция переработки.

4. Привяжет участие потребителя в принимаемых решениях, а также расширит свободу выбора при покупке.

5. Психологически стимулировать потребителя выбирать товар регионального производства, используя выделяемые средства.

6. Избавиться от бумажной волокиты по оформлению субсидий для производителя.

7. Сконцентрировать усилия предпринимателей на снижении себестоимости продукта, его конечной цены, наращиванию объемов выпуска, тем самым экономя на масштабах производства.

8. Подготовить производителей к постепенному повышению конкуренции со стороны товаров при открытии транспортного коридора из Коми Республики.

Реализовать такую работу возможно. В этом случае товары производителя будут продолжать оставаться конкурентоспособными, потому что фактически они буду дотироваться, он будет избавлен от ненужной бюрократической волокиты и постоянной борьбы за «повышение» себестоимости. Задача производителя – бороться за дополнительные рынки, снижать себестоимость, расширять ассортимент, ориентируясь на рынок, и увеличивать объем изготавливаемой продукции. Чем быстрее округ проведет эту работу на своём экономическом пространстве, тем больше шансов на то, что производители выживут и смогут развиваться. Механизм дотаций необходимо срочно менять, в противном случае действующие производства ждет судьба рыбокомбината. В развитии и процветании собственных производств на территории НАО кровно заинтересованы и жители, и производители. К сожалению, власть находится в коме, и не способна эффективно решать такого рода задачи. Пострадают все, особенно в свете грядущих изменений.

Производителям НАО нужно подготовиться к открытию круглогодичного рынка конкурирующей продукции с Большой Земли. Так, как было, уже точно не будет, нужно подготовиться и иметь возможность конкурировать не только в НАО, но и поставлять продукцию в близлежащие регионы, Коми Республику, юг Архангельской области и далее в Москву. Об этом позже.

В дополнении к существующим субсидиям необходимо субсидировать транспортные расходы на вывоз товаров в другие регионы, как минимум до Усинска, а лучше до Сыктывкара. Качественные мясные и рыбные продукты имеют все шансы на успешную конкуренцию на Большой Земле. Для развития производств и увеличения объемов выпускаемой продукции необходимо рассмотреть льготное кредитование под 0% годовых на приобретение основных средств и новое промышленное строительство пищевых производств, сроком не менее 3-х лет.

Для осуществления вышеизложенного можно подключить к реализации местную банковскую систему, что также положительно скажется на количестве рабочих мест. У округа есть все экономические возможности для реализации такой программы, в том числе свои гарантии под необходимое банковское финансирование.

Обратную отдачу от реализуемой программы можно посчитать в конкретной бюджетной эффективности уплачиваемых налогов от дополнительных рабочих мест, создания производств и выпускаемой продукции. Именно в изменении действующих механизмов лежит ключ к экономическому успеху округа.

Рыборазведение.

Одним из возможных основных возобновляемых ресурсов округа является рыба. Прекрасные вкусовые качества, натуральный продукт, большой ассортимент как речной и озерной рыбы, так и морской. Спрос на такого рода продукты будет расти как в России, так и во всем мире. Однако, объем вылавливаемой рыбы оставляет желать лучшего. Купить рыбу в Нарьян-Маре очень сложно, выбор крайне мал, покупка «с рук» больше похожа на торговлю оружием. Переломить данную ситуацию можно только серьёзными работами по рыборазведению. Организация этой работы, безусловно, должна оставаться в руках государства. Необходимо подключение специалистов по водному биоразнообразию и ихтиологии. Крайне перспективным выглядел бы вариант организации в Нарьян-Маре научного института, занимающегося непосредственно изучением и разработкой методик разведения ценных пород рыб, таких Нельма, Чир, Сиг, Пелядь и других. Такую работу вполне можно организовать в сотрудничестве с Российской Академией Наук. Отдельный вопрос – непосредственно организация промышленного выращивания мальков, причем сразу в нескольких точках округа. Эти вопросы должны реализовываться государственным предприятием. Фонды для такой деятельности должны формироваться за счет средств налогов, уплачиваемых при ловле рыбы. На начальном этапе за счет региональных и, по возможности, федеральных средств. Государство занимается рыборазведением, рыбаки занимаются ловом и платят налоги. Реализация такой стратегии позволит заложить серьёзный фундамент на многие годы рыболовства вперёд. Также будет серьёзный ощутимый эффект от создания дополнительных рабочих мест, причём с серьёзным уклоном в загрузку сёл и деревень округа.

Рыбозаготовка.

То, что сделали с округом и его жителями в этой части просто уму непостижимо. На самом деле нет слов. На 10 лет распределили участки за средства, от которых округу не тепло и не холодно. Те цифры, которые мне удалось посмотреть на официальных сайтах, поражают воображение, можно только догадываться, кто и зачем это делал. С моей точки зрения, необходимо ввести бесплатные квоты на вылов рыбы для всех жителей округа. Не менее 15 кг на человека в год. Причем позволить жителям спокойно продавать эти квоты местным рыбакам и артелям, как за живые деньги, так и за натуральную рыбу. Продавая такую квоту жители, не увлекающиеся рыбалкой, могут получить реальный объем рыбы. Это позволит сформировать действующий рынок квот и разовьёт частные артели, занимающиеся выловом. Нарушение квотного режима – пойман с рыбой без заполненных бумаг на момент вылова – может регулироваться лишением квот на несколько лет, запретом ловли. Повторное нарушение – штраф.

Успех рыбозаготовки может лежать исключительно в области частных небольших артелей, с понятными и простыми «правилами игры», как в части уплаты налогов, так и соблюдения законодательства.

В случае реализации проекта строительства дороги через систему озер с основным озером Урдюжское возможность круглогодичного транспортного сообщения крайне положительно скажется на рыбаках, работающих в этом районе, и их издержках по доставке товара, а также его свежести при быстрой доставке. Также реализация проекта откроет доступ к доставке рыбы и мяса из Индиги. Туристическая рыбалка, водные сплавы и охота позволят жителям округа иметь дополнительный доход от приезжающих любителей.

Рыбная переработка и рыбный рынок.

Отсутствие стабильной рыбозаготовки, транспортных путей доставки сырья уничтожило это направление развития. При грамотной реализации планов по рыборазведению, развитию малой авиации и транспортных путей, сырья должно хватить на «экспорт» рыбы и продуктов в другие регионы России, в первую очередь в платежеспособный Сыктывкар и Москву. Малое транспортное плечо, по сравнению с Якутией и Ямалом, доставка в течение 36 часов конечному потребителю открывает серьёзные возможности для этого быстроразвивающегося, но узкого платежеспособного рынка. Создание перерабатывающих мощностей под запросы конечного потребителя в НАО и на Большой Земле – один из основных приоритетов развития внебюджетного сектора округа. Возможные субсидии на транспортировку расширят рынки сбыта. «Хвосты» от переработки рыбной продукции можно превращать в корма для разведения мальков.

При подготовке материалов я столкнулся с крайне скудной информацией и статистикой по рассматриваемым отраслям, финансово-экономический блок администрации на широкое сотрудничество не идет, пишет отписки.

К сожалению, формат аналитической статьи позволяет затронуть эти крайне важные вопросы только поверхностно. Для подробной разработки стратегии развития необходимо участие жителей и специалистов. Если Вы готовы участвовать в разработке подробной стратегии и поддерживаете вышесказанное, прошу Вас написать на почту komandanao83@gmail.com Если получится собрать команду заинтересованных людей, то мы сможем предложить реальную альтернативу заявленным, но не сформированным планам Цыбульского и Бездудного. Уверен, что судьба и будущее нашего округа находится в наших руках, а не в кривых мохнатых лапах временщиков. Любая здоровая критика приветствуется, только в жесткой конкуренции идей и мнений мы сможем найти правильные пути выхода из сложившейся ситуации.

Сильный округ - сильная Россия!

Продолжение следует…

В окончательной части статьи будут освещены следующие проблемы: северный завоз топлива, деревообработка, сотрудничество с Коми Республикой, экология, туризм, приток населения и некоторые другие аспекты возможного пути развития округа.

Полезные ссылки: статья «Упасть вниз нельзя лететь.» https://vk.com/id224624899?w=wall224624899_552%2Fall

Статья Экономика и ничего более (1 часть)… https://vk.com/@224624899-ekonomika-i-nichego-bolee1

#Цыбульский #Бездудный #НАО #Ненецкийавтономныйокруг #НарьянМар #ОбъединениеНАОиАО #Архангельскаяобласть
Форма связи
Код на картинке: