3. «Бассейн реки Хэйлунцзян в XVII – XIX вв.» – воспитание чувств патриотизма на основе демонстрации сведений социально-экономического развития Айхуэй, несмотря на «вмешательство» России во внутренние дела Цинской империи.
4. «Хэйлунцзян во второй половине XIX в. и китайско-российский Айгунский договор» – представление материалов, подтверждающих несправедливый характер заключенных международных актов (Айгунский (1858 г.), Пекинский (1860 г.), Илийский (1881 г.), в результате которых китайские территории были отторгнуты в пользу России.
5. «Российская катастрофа 1900 г.» – акцентирование внимания на фактах насильственного выдворения жителей 64 маньчжурских деревень, располагавшихся на территории современной Амурской области.
Для наибольшего психологического воздействия на зрителя экспозиция дополнена современными световыми и аудиоэффектами, способствующими созданию напряженной атмосферы и эффекта личного присутствия.
Айгунский музей имеет статус «базы просветительской работы в области патриотического воспитания молодежи». Сотрудниками музея проводятся открытые уроки в начальных школах Хэйхэ, посвящённые ключевым историческим событиям района Айхуэй, создается представление о наличии территориальных претензий к России, о неразрешенных до сих пор исторических обидах.
Еще в сентябре 2020 года Айгунский музей подписал договор с отрядом вооруженной полиции города Хэйхэ о создании Военно-гражданского интегрированного культурного образовательного центра. На базе музея планируется проводить патриотические и воспитательные мероприятия для китайских военнослужащих.
«Айгунский исторический музей является образовательной базой для всех вооруженных полицейских и солдат, площадкой, где выковывается лояльность и закаливается боевой дух. Мощная энергия красного гена трансформируется в конкретные действия для достижения цели сильной армии и готовности к войне. Стремясь в новую эпоху, мы должны быть неравнодушными, закалять непобедимый железный кулак, точить непобедимый острый нож и успешно выполнять задачи, поставленные партией и народом», — подчеркнул политический комиссар вооруженной полиции Сунь Сибо.
Игорь Волобуев (юрисконсульт правового центра «Волобуев & Партнёры»):
«Понимаете, с одной стороны, мы видим небывалое развитие российско-китайских отношений в формате стратегического и доверительного партнерства, завершенности правового оформления государственной границы и отсутствие каких-либо территориальных противоречий. Но с другой стороны, у тех россиян, кто узнает про работу Айгунского музея, складывается впечатление, что, опираясь на отдельные исторические факты, там поддерживается реваншистское сознание относительно утраты "исконно китайских территорий"».
Китайское военное ведомство понять можно. В России патриотическое воспитание военнослужащих и молодежи также ведется на исторической основе. Но китайские граждане в российских музеях — это знак того, что мир мы укрепляем вместе. А запрет россиянам посещать Айгунский музей – это знак чего?
Борис Белобородов (председатель Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при правительстве Амурской области):
«Жители двух приграничных городов – российского Благовещенска и китайского Хэйхэ – за тридцать последних лет практически породнились друг с другом. Неоднократно посещая Китай с деловыми или туристическими целями, я неизменно испытываю чувство теплоты и уютного спокойствия. Со многими моими российскими коллегами по бизнесу, годами живущими в Поднебесной, при встрече поднимаем чарку "за ласковую землю Китая". Мои китайские друзья испытывают аналогичные чувства к России.
К сожалению, тема Айгунского музея остается практически единственным если не темным, то затененным пятном на российско-китайской дружбе.
Хочется верить, что за нежеланием обсуждать ту или иную тему и даже недопуском "чужаков" в определенные места стоит отнюдь не природная злопамятность или враждебность китайцев по отношению ко всему некитайскому, а стремление представителей восточной цивилизации не допустить для иностранного гостя "потери лица", не создать для россиян неудобной, по мнению китайцев, ситуации, даже если россияне отнюдь не считают такую ситуацию неудобной для себя.
Нам, россиянам и китайцам, следует последовательно, но при этом крайне деликатно и уважительно двигаться в сторону полной открытости и в двусторонних отношениях, и в во взглядах на нашу общую историю».
Игорь Горевой (2011-2016 министр внешнеэкономических связей и туризма Амурской области):
«Как у двух больших стран, живущих бок о бок уже почти 400 лет, у отношений России и Китая не могло быть совершенно гладкого исторического пути. Но мы видим, что Россия всегда выражала готовность пойти навстречу. Тот же Даманский был оставлен за Китаем. Советский Союз пошел на такой шаг, чтобы остановить бессмысленное кровопролитие и не развязывать большую войну. Ради отношений с Китаем и в знак уважения к его народу Россия шла на другие уступки. Например, частичная или полная передача островов под Хабаровском (о. Большой Уссурийский и Тарабаров). Как результат всех этих усилий – впервые за все века соседства наши страны не имеют территориальных претензий друг к другу, проведена демаркация границы на всем ее протяжении.
Я убежден, что открытость — это не отказ от исторических взглядов и не предательство государственных интересов. Мы с Китаем давно доказали друг другу, что можем дружить, не отказываясь от своего мнения. Скрытые обиды — это тлеющие угли, их при желании можно раздуть, а ве дь этоне нужно никому. Откровенность и прямодушие — лучшая гарантия от повторения ошибок. Чтобы трепетно относиться к чувствам друг друга, нужно их знать».